Минкультуры предложило ввести процент со сборов вместо 5 млн за прокатное удостоверение.
Минкультуры выбрало процент
ТАСС

Минкультуры предлагает отказаться от идеи увеличения стоимости прокатного удостоверения в России до 5 млн рублей в пользу процентных отчислений, рассказал «Газете.Ru» Владимир Мединский. В этом году доля отечественного кино в прокате выросла с 14% до 20%, а аудитория кинотеатров достигнет рекордного значения с 1991 года.

 

Процент справедливее сбора

 

Минкультуры предлагает отказаться от идеи увеличения стоимости прокатного удостоверения в России до 5 млн рублей в пользу процентных отчислений.

 

«Я считаю, что это правильный принцип, сделать так, чтобы за счет западного, голливудского кино финансировался отечественный кинематограф. Формы могут быть разные. Например, во Франции и Польше существует не разовый взнос, а процент от сборов. Во Франции он довольно высокий, около 12%. Мне представляется французская модель более справедливой. Можно обсуждать размер процента, — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» министр культуры Владимир Мединский.

 

Большие цифры будут слишком тяжелыми для нашего кинорынка. Но принцип, когда богатый платит много, а люди и компании, чьи фильмы собирают меньше средств, платят меньше, выглядит более справедливым, чем разовый сбор». Диапазон размера уплачиваемого государству процента отчислений с каждого проданного билета сейчас обсуждается, отметил Мединский.

 

В конце августа Минкультуры опубликовало законопроект, в котором, в частности, предлагалось радикально повысить оплату прокатного удостоверения для прокатчиков иностранных фильмов с нынешних 3,5 тыс руб.

 

Эксперты киноотрасли тогда говорили, что мера больнее всего ударит по независимым дистрибуторам, которые в основном привозят в Россию зарубежное авторское и фестивальное кино.

 

Сбор в 5 миллионов рублей сделал бы выпуск такого кино в России нерентабельным, что естественно, привело бы к их сокращению в прокате вообще.

 

Разовый сбор гораздо проще в администрировании, объясняет Мединский. Однако у него есть единственный, но существенный минус - это риск, что малобюджетное авторское кино не появится в широком прокате. «Часть из таких фильмов тогда сможет остаться только в онлайн-кинотеатрах, на телевидении и в интернете. Все равно будет транслироваться, но не выйдет на широких экрана», - признает министр.

 

Задача стояла простая - найти дополнительные средства за счет западного проката, Голливуда, в первую очередь, на поддержку отечественного кино. Деньги при этом будут идти целевым образом непосредственно в Фонд кино, объясняет он.

 

«Модель, при которой национальное кино финансируется через сборы с кино иностранного – куда более разумная, чем сразу бить по игрокам рынка пятью миллионами рублей, - говорит кинопродюсер Евгений Гиндилис, - такое решение позволяет равномерно распределить нагрузку, сделать ее нетяжелой».

 

Гиндилис обращает внимание, что помимо экономической эффективности данная мера будет способствовать либерализации самого кинопроизводства. Сборы с билетов на иностранные фильмы – это мера глубоко рыночная. Работая по этой схеме, национальная киноинституция не высасывает госбюджет, а распределяет платежи, поступившие рыночным путем, считает продюсер. «Это будет означать и сокращение идеологического вмешательства государства, оздоровление и очищение от идеологических злоупотреблений с его стороны», - утверждает эксперт.

 

Российским фильмам этот платеж полностью компенсируют Фонд кино. «Российские кинопроизводители от ввода процента не пострадают. Фонд кино будет возмещать эти затраты», - заверил министр.

 

Россияне выбирают отечественное кино

 

Доля российского кино в прокате растет, причем быстро: по данным Фонда кино, за последний год она поднялась с 14 до 20%. Обусловлено это ростом сборов отечественных фильмов в прокате: они за год увеличились на 25% и составили 7,8 млрд рублей, тогда как сборы иностранных фильмов выросли только на 5,3% — до 32 млрд рублей.

 

Жители России в принципе стали тратить на поход в кино намного больше денег: с января по сентябрь 2017 года россияне купили билетов в кино на 40 млрд рублей — это на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эти данные Фонд кино приводит, основываясь на отчетах Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) — она учитывает показатели работы большинства кинотеатров страны. В свою очередь, Центр развития Высшей школы экономики прогнозирует, что выручка кинопроката продолжит расти на 5-6% ежегодно и, таким образом, общий расход россиян на кино в 2020 году составит почти 60 млрд руб.

 

В этих цифрах отечественное кино теперь занимает более конкурентную позицию по отношению к западным, чем это было ранее: сейчас на российские фильмы приходится порядка 19,3% сборов и 20% проданных билетов с начала 2017 года. Несмотря на то, что в 2016 году отечественного кино в прокате было на порядок больше, год назад показатели сборов и купленных билетов были равны 17,2% и 17,4% соответственно.

 

Сейчас российских фильмов на экране меньше, но сборы выше — это значит, что доля отечественного кино увеличивается за счет роста средних сборов за одну картину. По мнению исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева, это является прямым свидетельством того, что отечественный кинопрокат развивается не за счет количества картин, а за счет их качества.

 

Сорвали кассу

 

При этом почти все самые кассовые фильмы в России профинансированы Фондом кино: с участием его денег были созданы почти все крупные российские релизы последнего времени, в том числе «Викинг» (кассовые сборы — более полутора миллиардов рублей), «Экипаж» ( 1 млрд 400 млн рублей) и «Притяжение» (больше миллиарда рублей). Часть финансирования по-прежнему остается безвозмездной.

 

«Викинг», «Экипаж» и «Притяжение» стали самыми кассовыми картинами не только за последние два года, но и за всю современную историю отечественного кино. Так, «Викинг», снятый Андреем Кравчуком и продюсерами Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым, установил рекорд в прокате за всю историю российского кино среди 2D-фильмов и стал первым в истории российским фильмом, попавшим в топ-10 мирового проката. Бюджет картины составил 1,225 млрд рублей. Права на фильм приобрели более 60 стран, среди которых Германия, Испания, Швейцария и Чехия.

 

В свою очередь фильм «Притяжение» Федора Бондарчука — несмотря на то, что до конца года еще далеко, уже негласно признан самым успешным релизом 2017 года. На производство картины было потрачено 400 млн рублей, включая поддержку Фонда кино — всего фильм посмотрели более четырех миллионов человек.

 

«Мы в этом году должны выйти на абсолютный рекорд с 1991 года по количеству кинозрителей», - прогнозирует Мединский.

 

Фонду кино – блокбастеры, Минкульту – арт и документалку

 

Сейчас Фонд кино надеется приумножить долю отечественного кино в прокате за счет релиза нескольких потенциально сильных премьер, которые появятся на экранах до конца года. В числе самых ожидаемых — фильм «Матильда» Алексея Учителя, зрительский интерес к которому не ослабевает уже в течение года, а также картины «Салют-7», «Последний богатырь», «Коловрат», «Движение вверх» и очередные «Елки». По расчетам Фонда кино, выручка от этих картин поможет доле российского кино впервые с 2009 года перешагнуть отметку в 20%.

 

Всего в этом году Фонд кино распределит 3 млрд рублей: 2,5 млрд — на поддержку проектов кинокомпаний-лидеров отечественного производства, 500 млн — на проекты других компаний. Фонд также обновил условия соглашения с кинокомпаниями и выделил новый критерий эффективности: на каждые выделенные 100 рублей кинопроект должен привлечь одного зрителя. Ранее гендиректор Первого канала Константин Эрнст призвал «не размазывать» бюджетные средства по всем российским картинам «тонким слоем»: по его словам, достаточно профинансировать 18 действительно хороших картин, из которых «выстрелят» в прокате 12.

 

«Минкультуры поддерживает арт-дебюты , авторское кино и документальное. А Фонду кино надо брать большие картины, делать ставку на блокбастеры», - согласен Мединский.

 

По его словам, Минкультуры сознательно не конкурирует с Фондом кино в части блокбастеров. Кроме отдельных проектов, которые, на его взгляд, ошибочно Фондом кино не поддерживаются. Или продюсеры, как уверяет Мединский, плохо оформляют заявки, и там они не проходят комиссию. Например, фильм «Батальон» финансировался Минкультуры как социальное кино к 100-летию начала Первой мировой. Он не прошел конкурс Фонда кино. Фильм «Битва за Севастополь» финансировался как патриотическое кино. Фильм «28 памфиловцев» финансировался как кино-дебют.

 

«Все они стали блокбастерами. Комедия «Гуляй, Вася» дала показатели лучше, чем любой средний фильм, который поддерживает Фонд кино», - сообщил министр.