На майские указы из федерального бюджета пойдет 2,2 трлн руб. до 2020 года.
Старые обещания перед новыми выборами
РИА Новости

Расходы федерального бюджета на исполнение обещаний президента Владимира Путина, сделанных им еще в 2012 году, составят 2,2 трлн руб. в следующие три года. Кроме дополнительных доходов от скромного экономического роста и стабильных цен на нефть, майские указы будут профинансированы за счет заморозки пенсионных накоплений, отсутствия индексации пенсий работающих пенсионеров и материнского капитала.

 

В 2018 году на майские указы из федерального бюджета предлагается потратить 769,6 млрд руб. В 2019 году эти расходы составят 735,4 млрд руб., а в 2020 году — 714 млрд руб. Всего за три года на эти цели потребуется чуть более 2,2 трлн руб. — следует из материалов правительства к федеральному бюджету на 2018–2020 годы, который был рассмотрен на заседании кабмина в понедельник.

 

К майским указам относятся 11 документов, подписанных президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года сразу после президентских выборов. Наиболее дорогими и спорными считаются указы, связанные с повышением зарплат бюджетников.

 

Речь, прежде всего, идет об указе № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Стоимость этого указа наиболее весомая и в предстоящую трехлетку. Расходы на эти цели запланированы на уровне 791,2 млрд руб. (в 2018 году – 280,1 млрд, в 2019 году – 251,6 млрд руб и 2020 году – 259,5 млрд руб). Чтобы добиться целевых показателей, в 2018 году правительству придется потратить на этот указ на 145,9 млрд руб больше чем в 2017 году.

 

Расходы в последующие годы вызваны необходимостью поддерживать достигнутый уровень зарплат бюджетников – им предлагается индексировать оплату труда на 4% с 1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года.

 

Регионам, где с повышениям зарплат были наибольшие сложности, предусмотрена поддержка на частичную компенсацию дополнительных расходов в 2018 году в размере 80,4 млрд руб. Эти бюджетные дотации окажутся вдвое больше уровня 2017 года, когда они составляли 40 млрд руб. На 2019 и 2020 год на эти цели заложено 100 млрд руб.

 

Так же крупными расходами обернулись президентские указы, гарантировавшие улучшение качества госаппарата и рост обороноспособности страны. Стоимость совершенствования в 2018 – 2020 годах системы госуправления (указе № 601) оценена в 388,6 млрд руб бюджетных расходов. В год предлагается тратить по 129 млрд руб.

 

При этом уже в 2018 году в правительстве явно ожидают административной реформы. В бюджетных материалах содержится намек на «необходимость реализации принятых в 2017 году и планируемых к принятию решений правительства о перераспределении численности федеральных государственных гражданских служащих».

 

На эти цели дополнительно к расходам 2017 года найдено 1,1 млрд руб. Другим обоснованием продолжающихся расходов на задачи 2012 года указано «постоянное увеличение интенсивности использования» инфраструктуры электронного правительства (ИЭП).

 

В качестве обоснования этих расходов указаны и необходимость затрат на обеспечение функционирования высоконагруженных информационных систем и программно-аппаратных комплексов, входящих в ИЭП, а также необходимость модернизации и замены находящегося в непрерывной эксплуатации более пяти лет оборудования ИЭП.

 

Военные расходы по майским указам оценены в 559,4 млрд руб до 2020 года, и в реальном выражении они так же оказались выше уровня 2017 года и предыдущих бюджетных проектировок. Рост этих расходов объясняется завершением Минобороны строительства специализированного жилого фонда.

 

Майские указы предполагалось исполнить до конца текущего президентского срока Владимира Путина. Кроме расходов по индексации зарплат в рамках общего подхода к фонду оплаты труда, они не должны были создавать дополнительную нагрузку на бюджет. Однако этого не произошло, и правительство продолжает выделять средства на указы.

 

При этом бюджет, который был рассмотрен на заседании в понедельник, практически не содержит прямых указаний на возможность профинансировать предвыборные обещания 2018 года.

 

Кроме упоминаний о необходимости поднять МРОТ до уровня прожиточного минимума и индексации пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2018 года, в документе правительства оказалось много непопулярных решений. Речь идет об индексации акцизов на топливо, табак, алкоголь и уменьшения беспошлинного порога ввоза товаров гражданами.

 

Также уменьшен трансферт на обязательное пенсионное страхование, в связи с очередным продлением моратория на взносы в накопительную составляющую пенсионной системы. Мораторий продлен до 2020 года.

 

Трансферт Пенсионному фонду России сокращается на 30% к уровню 2017 года. Вместе с отказом от индексации пенсий работающим пенсионерам «на осуществление пенсионного обеспечения» в 2018 году предполагается сэкономить 219 млрд руб. А общая экономия на пенсионном обеспечении составит чуть более полутриллиона рублей.

 

Отчасти это плата и за отказ провести пенсионную реформу до предстоящих выборов. Правительству приходится подчеркивать, что пониженная ставка страховых взносов в размере 22% плюс 10% сверх установленного порога превышения зарплаты – это элемент сохранения экономической стабильности.

 

Дополнительные ресурсы – мораторий до 2020 на индексацию материнского капитала и индексация ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан.

 

В результате расходы только по разделу социальной политики оказались уменьшены на 622,6 млрд руб за трехлетку, а доля в общем объеме расходов федерального бюджета по этому разделу сократится с 30% в 2017 году до 28,5% в 2018 году и не вернется на уровень текущего года и в 2020 году.

 

Тем самым, отсутствие масштабных предвыборных проектов в бюджете вызвано необходимостью правительства платить по обязательствам прошлых выборов.