Население все еще не может выйти из «кризиса доходов», хотя и пытается. Маркетинговые кампании не особо помогли магазинам: посетители стараются не отступать от списков необходимых товаров.
Москвичи держат курс на экономию
DPA/TASS

Москвичи по-прежнему экономят. Посещаемость столичных торговых центров снизилась в августе 2017 года на 8%. Маркетинговые кампании, которые проводили магазины, не помогли.

 

На неделе, непосредственно предшествующей 1 сентября, посещаемость торговых объектов сократилась почти на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тенденция неочевидная и необъяснимая, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

 

Георгий Остапкович
директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ

 

«Каких-то объективных или даже фундаментальных причин к подобному маневру сегодня не просматривается. Наоборот, в июле впервые Росстат зафиксировал рост товарооборота российской розничной торговли свыше 100% — 101%. Сейчас наблюдается очевидный выход из кризиса реальных доходов населения. То есть сама фундаментальная тенденция говорит о том, что ситуация, наоборот, должна выправляться. Плюс у людей накопился очень большой отложенный спрос, особенно на товары непродовольственные. То есть два года население находилось под моделью такой избирательно-сберегательной. Они в основном сберегали и не делали покупок. Может быть, это какой-то выброс статистический, может быть, не то что прошли не по тем магазинам, но такие вещи в статистике бывают, и часто. На базе одного месяца каких-то фундаментальных и космических выводов делать нельзя, потому что сама тенденция показывает обратное. Но, конечно, пока еще население не вышло из кризиса доходов. Давайте подождем следующее исследование и посмотрим, как поведет себя индекс в сентябре, все приезжают. Вот он наиболее адекватно отражает ситуацию на потребительском рынке».

 

Что думают обычные москвичи? Опытом последних покупок с Business FM поделилась жительница столицы Екатерина:

 

Екатерина
жительница Москвы

 

«Сейчас уже, когда ты едешь, ты примерно понимаешь, за чем ты едешь. Едешь только за теми покупками, которые нужны. И вот с недавних пор я стала еще думать о парковке, потому что она во многих торговых центрах подорожала. Как один из примеров: рядом со мной находится торговый центр «Фестиваль», раньше там стоили первые три часа 50 рублей, недавно я столкнулась с тем, что каждый час стал стоить 50 рублей. Если пойти в магазин, плюс сходить в кино, плюс посетить магазин «Продукты», на все уходит несколько часов. Недавно со мной произошел такой случай: я как-то высаживала у магазина подругу и не останавливалась ни на минуту. Ко мне подошел парковщик, сфотографировал номера машины, и через какое-то время мне пришел штраф о неоплаченной парковке».

 

В некоторых торговых центрах, например в «Филионе» рядом с Горбушкой, стоимость парковки возросла до 200 рублей в час, а там, кроме магазинов, кафе и кино, есть картинг и детский парк развлечений. В то же время, в отличие от торговых центров, в преддверии начала учебного года микрофинансовые организации зафиксировали трехкратный рост займов с целью оплаты товаров к учебному году.