Долги россиян за жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ) на сумму около 20 млрд рублей переданы коллекторам.
Как россиян вынуждают платить долги за ЖКХ
РИА Новости

Как пишут "Известия" со ссылкой на исследования компании "Секвойя кредит консолидейшн", на данный момент в работе у профессиональных взыскателей находится сейчас 3% от общей задолженности. Издание приводит оценку Федеральной службы судебных приставов, согласно которой средняя сумма долга за ЖКХ в разных регионах составляет 8,9–62,6 тысячи рублей.

 

Долги наши тяжкие

 

В Минстрое подсчитали, что размер общей задолженности по услугам ЖКХ в России достиг 1,34 трлн рублей. При этом половина этой суммы приходится на долги непосредственно жильцов, а остальное на посредников в лице управляющих компаний.

 

В свою очередь, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков напомнил, что достаточного массива статистики по этим долгам, сравнимой со статистикой по кредитам граждан, пока нет. "Дело в том, что в соответствии с федеральным законом №218 "О кредитных историях", с 2015 года в историях должников за ЖКУ фиксируется информация о факте неисполнения в 10-дневный срок решений суда по внесению платы за коммунальные услуги. При этом передача данных в бюро кредитных историй осуществляется самими предприятиями, предоставляющими населению услуги ЖКХ. И эти предприятия, в отличие от кредиторов, делать это могут, но не обязаны", - пояснил он "Прайму".

 

Таким образом, по данным НБКИ на середину июня 2017 года, около 80 предприятий ЖКХ из 35 регионов РФ передали в НБКИ информацию о почти 20 тысячах граждан, которые являются злостными неплательщиками (не погасившими долг за услуги ЖКХ по решению суда). Задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около 1 млрд рублей, а средний размер долга оказался на уровне 50 тысяч рублей, добавил Волков.

 

Забыл или не хочу?

 

Опрошенные "Прайм" эксперты согласны с тем, что платежная дисциплина в сфере ЖКХ оставляет желать лучшего. Заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костянов отмечает, что неплательщики делятся на несколько типов.

 

"Вовсе не обязательно, что у людей нет денег, хотя такие случаи, безусловно, не редки. Им нужно просить у управляющей организации рассрочку выплат или отрабатывать долг по временному трудовому договору. Бывают "принципиальные неплательщики", считающие, что ничего не должны государству за использование "принадлежащих народу" природных ресурсов. Бороться с такими сложнее всего – без отключения коммунальных услуг и обращения в суд, как правило, не обойтись. Еще один вариант – забывчивые. Здесь важно напоминать о долге по всем каналам, включая электронную почту, мессенджеры, соцсети и т.п.", - отметил он.

 

Иногда граждане неожиданно выясняют, что купили недвижимость, на которой уже "висят" долги за ЖКХ. Это незаконно, поскольку такая задолженность закрепляется за собственником, а не за помещением. Исключение – долги за капремонт: если прежним владельцем недвижимости было физлицо, то они переходят к новому хозяину. Для исключения этого следует при покупке требовать справку об отсутствии задолженности по ЖКХ, советует Костянов.

 

По словам партнера адвокатского бюро RBL Ярослава Сотникова, здесь действуют общие принципы предоставления услуг: оплачиваться должно лишь то, что оказано. "В этой связи, если должник может доказать что часть или вся начисленная задолженность выставлена за услуги, которые не оказывались или оказывались некачественно, то в судебном порядке её размер может быть изменён", - отметил он.

 

Трудности взыскания

 

Эксперт полагает, что в отличие, к примеру, от задолженностей кредитным организациям, организации ЖКХ менее активны во взыскании просроченной задолженности с должников. "Это способствует недобросовестному отношению собственников помещений к исполнению своей обязанности", - уверен эксперт.

 

Так происходит, в том числе, потому, что с юридической точки зрения заставить граждан выплачивать долги в сфере ЖКХ, если они этого не делают, можно только посредством судебной системы и принудительного исполнения решения суда через службу приставов. Однако и тут зачастую возникают серьезные проблемы, основной из которых является нехватка человеческих ресурсов.

 

Дело в том, что исполнение приставом вынесенного в пользу организации ЖКХ решения - сложная процедура, в рамках которой приставу необходимо получить большой объем информации о должнике, его доходах, имуществе, обязательствах. В случае привлечения коллекторских организаций объём дел существенно возрастет, и увеличившаяся нагрузка на приставов может негативно сказаться на качестве исполнения судебных актов, считает Сотников.

 

Без света и с плохой репутацией

 

При этом мер, стимулирующих платежную дисциплину, немало. Прежде всего, это пени, размер которых растет пропорционально сроку давности невыплаченного долга. Не менее эффективно отключение или ограничение коммунальной услуги – это возможно, если долг превышает двухмесячную норму потребления. При этом обязательна процедура уведомления за несколько дней до "часа Х". Ограничение подразумевает подачу воды в течение нескольких часов в сутки и сокращение мощности подачи электричества. Отопление и холодная вода полностью отключены быть не могут. Наиболее эффективным, по словам Костянова, является ограничение предоставления водоотведения – без "допуска" к канализации люди весьма оперативно гасят задолженность.

 

Кроме того, с 2016 года успешно работает упрощенная система взыскания долгов по судебным приказам, которая позволяет ускорить процесс. А вот продажа квартир, которая давно обсуждалась, вряд ли окажется эффективной, поскольку на единственное жилье это по-прежнему не распространяется.

 

По мнению Волкова, сам факт передачи данных о злостных должниках в НБКИ является довольно эффективной мерой по сокращению задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. "Так, около половины всех должников полностью или частично погашают имеющуюся у них задолженность в кратчайшие сроки после того, как узнают о попадании данной информации в их кредитные истории", - отметил он.

 

Это легко объяснимо, поскольку кредитная история является, по сути, документом о состоянии финансовой репутации и платежной дисциплины гражданина. Внесение в нее записи о неисполненном решении суда по оплате услуг ЖКХ означает фактический запрет на получение последующих кредитов или же значительное ухудшение их условий (ставки, срока, суммы и т.д.). При этом любые записи в кредитных историях хранятся в течение десяти лет. Таким образом, на протяжении этого времени информация о непогашенной по решению суда задолженности граждан за услуги ЖКХ будет доступна всем кредиторам - банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам. А это, по сути, "отрезает" данных граждан от кредитных ресурсов банков, МФО, ломбардов и прочих кредиторов, резюмирует Волков.