Пушкинский музей попросит россиян скинуться на картину Тициана. В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина рассматривают краудфандинг как один из способов привлечения средств, чтобы выкупить полотно под названием «Венера и Адонис».
Удастся ли Пушкинскому музею выкупить шедевр Тициана
Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

В Пушкинском музее произошло сразу две сенсации. Сначала выяснилось, что выставляемая там сейчас картина Тициана «Венера и Адонис» — это оригинал, а не копия. Долгое время считалось, что подлинник находится в испанском музее Прадо. Художник написал ее для короля Филиппа II, и даже сохранилось письмо монарха к Тициану. Позже стало известно, что оригинала два, и уже неясно, за какую именно из двух картин Филипп II благодарил мастера, рассказала директор Пушкинского музея Марина Лошак: «В 2005 году на маленьком французском аукционе эта вещь была представлена как копия. Ее приобрел русский коллекционер, который обратился затем в наш музей, к Виктории Марковой как главному специалисту в области итальянского Ренессанса, для того, чтобы она посмотрела на эту картину. Как только искусствовед ее увидела, то сразу поняла, что это подлинный Тициан».

 

Авторство Тициана признали и специалисты из Венеции, и из самого музея Прадо. Теперь в Москве не хотят расставаться с шедевром. В Пушкинском музее признались, что даже подобрали идеальное место в постоянной экспозиции, осталось только найти десятки миллионов евро, чтобы ее выкупить. И это вторая сенсация — Пушкинский музей хочет собрать средства при помощи краудфандинга.

 

Еще никто не пытался привлечь столько народных денег на произведение искусства в России, рассказала пиар-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Василина Дрогичинская. Но, по ее мнению, это может сработать, тем более если музей будет грамотно вознаграждать такие инвестиции: «Вознаграждением за вклад в сбор средств могут стать и приглашения на экскурсии, какие-то специальные, частные, закрытые, и какие-то благодарственные таблички. Кроме того, поучаствовать в такой программе могут партнеры и друзья музея, которые напрямую с ним не связаны».

 

Пушкинский музей понимает, что это его шанс — если он будет медлить с покупкой, скоро картина появится на Sotheby's или Christie's, считает арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Работ такого уровня на рынке мало, поэтому приобретать их иным способом невозможно, только выкупать ту вещь, которая сейчас появилась. Очень хорошо, что картина сейчас находится в России, то есть мы первые, кто стоит в очереди на ее покупку. Уверен, что перечень претендентов на право обладать шедевром достаточно длинный».

 

Успешный опыт покупок произведений искусства при помощи краудфандинга есть в других странах. В 2010 году Лувр всего за один месяц собрал €1 млн, которого не доставало для приобретения работы Лукаса Кранаха Старшего «Три грации». Народные инвестиции привлекаются и для проведения временных выставок. В 2015 году Королевская академия художеств Великобритании собрала 125 тыс. фунтов, чтобы привезти скульптуру китайского художника Ай Вэйвэя «Древо», — даже больше, чем требовалось музею.

 

Россияне вряд ли будут также охотно вкладывать деньги, но сообщение Пушкинского музея адресовано, в первую очередь, не обычным гражданам, считает директор портала ARTinvestment Константин Бабулин: «Стоит подняться информационному шуму, что надо бы приобрести такую картину, как сверху будет спущена команда правильным людям, что неплохо бы ее выкупить для музея. В этом случае в эшелонах наших олигархов такая сумма быстренько найдется».

 

По словам экспертов, есть все шансы, что картина останется в коллекции Пушкинского музея, с учетом того, что выставки все чаще привлекают первых лиц страны и затем сопровождаются бесконечными очередями.

 

Точная стоимость картины Тициана пока не называется. Но если это будут десятки миллионов долларов, как сказала Марина Лошак, то, по оценкам экспертов, это очень большая сумма для России. Оборот аукционного рынка живописи в стране — от антикварной до современной — составляет всего от $10 млн до $20 млн.