НАПФ подключился к порталу госуслуг.
Пенсионерам предлагают перейти в онлайн
Коммерсантъ

Радикальную смену порядка перехода клиентов между пенсионными фондами предложила Национальная ассоциация НПФ. Весь трафик заявлений она предлагает вести через сайт госуслуг — это минимизирует риски ошибок и махинаций с переводами. Однако ограниченность использования портала наряду с необходимостью иметь квалифицированную электронную подпись может существенно усложнить и ограничить возможности клиентов фондов.

 

Свой вариант порядка перевода накоплений граждан был выработан на заседании расширенного совета НАПФ. Как сообщил президент ассоциации Константин Угрюмов, СРО предлагает ввести подачу заявлений исключительно через портал госуслуг: «Это самый защищенный электронный ресурс, через него невозможно будет провести манипуляции, например, с дублированием заявления на перевод без участия гражданина»,— отметил господин Угрюмов.

 

Действующий порядок перевода накоплений ОПС граждан предполагает прием заявлений по нескольким каналам: личным визитом в ПФР или МФЦ, оформлением документов в новом НПФ (с использованием удостоверяющих центров, УЦ) или на сайте госуслуг. По итогам кампаний 2015–2016 годов подавляющее большинство заявлений поступали в ПФР через УЦ, однако после проверки Счетной палаты прием заявлений от них приостановлен (см. “Ъ” от 28 июня).

 

При этом подача заявления через сайт госуслуг должна сопровождаться информированием граждан о потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переводе средств. Предполагается, что в личном кабинете гражданин будет видеть свои потенциальные потери — накопленную доходность за прошедшие годы и оценочную доходность за текущий год. Эти данные в автоматическом режиме должен будет предоставлять текущий НПФ. По словам гендиректора «ВТБ Пенсионный фонд» Ларисы Горчаковской, работа через портал госуслуг не приведет к росту затрат НПФ и «позволит снизить риски мошенничества». Подача заявления через портал госуслуг минимизирует ошибки и влияние человеческого фактора — данные клиента будут заполняться автоматически, отмечает директор по стратегии и развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков.

 

Впрочем, не все участники рынка, в том числе и члены НАПФ, столь оптимистичны. Основной довод против этого предложения — не у всех клиентов фондов есть доступ к порталу госуслуг, тем более с правом перевода пенсионных накоплений. «Принуждение гражданина к получению квалифицированной электронной подписи (для перевода накоплений.— “Ъ”) существенно усложнит процедуру доступа к информации»,— отмечает гендиректор НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» Олег Бялошицкий. К тому же реализация этой опции требует доработок информационных систем НПФ и ПФР. По оценке гендиректора НПФ «Согласие» Александра Вьюницкого, минимум половина клиентов НПФ на первоначальном этапе не смогут сменить страховщика. «Монополизация этого канала — поражение в правах части клиентов НПФ»,— уверен гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.

 

Свой вариант решения проблемы — у АНПФ. По нему заявление на переход гражданин будет подавать текущему страховщику, предварительно получив расчет по возможной потере инвестдохода (см. “Ъ” от 19 июля). Впрочем, как отмечает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, далеко не все НПФ обладают широкой филиальной сетью, что также может серьезно осложнить и замедлить процесс уведомления о потере инвестдохода и сократить число переводов. Оформление же перевода через портал госуслуг можно вести и через сети банков, которые и сегодня выступают агентами крупнейших НПФ, указывает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

 

В Минтруде анализируют различные предложения участников рынка. Однако, как пояснили в пресс-службе министерства, необходимо «сохранить для граждан действующий порядок переходов между НПФ, в том числе путем подачи заявления о переходе лично в территориальный орган ПФР либо через МФЦ». На запрос “Ъ” в пятницу в Банке России не ответили.