К 2030 году спрос на бензин в мире упадет на 60% из-за использования каршеринга.
Каршеринг обрушит цены на бензин на 60%
Reuters

Экономисты BP подсчитали, что к 2030 году спрос на бензин в мире упадет на 60%. Всё дело в желании двух крупнейших потребителей нефтепродуктов — Китая и Индии — присоединиться к европейской практике использования электромобилей и расширить каршериновый сегмент. RT проанализировал, как постепенный отказ развивающихся стран от использования углеводородов может изменить будущее автомобильного и нефтяного мировых рынков.

 

Всё дело в желании двух крупнейших потребителей нефтепродуктов — Китая и Индии — присоединиться к европейской практике использования электромобилей и расширить каршериновый сегмент. RT проанализировал, как постепенный отказ развивающихся стран от использования углеводородов может изменить будущее мирового автомобильного и нефтяного рынков.

 

Мировой тренд к переходу на электромобили и экономику совместного потребления, например, каршеринг (поминутная аренда автомобиля. — RT), приведут к необратимому сокращению использования нефти. Так, спрос на основной продукт нефтепереработки — бензин — упадёт с 25 млн баррелей до 15 млн и это случится уже к 2030 году, то есть, гораздо раньше ожиданий аналитиков рынка. Причина — радикальная мера по отказу от бензина двух крупнейших рынков потребления нефтепродуктов в мире — Китая и Индии.Об этом в разговоре с RT сообщил старший экономист BP Спенсер Дейл.

 

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на долю легкового транспорта приходится около 65% продуктов нефтепереработки. В настоящее время мировой автопарк легковых автомобилей составляет более 1 млрд единиц. Изначально МЭА предполагали, что к 2030 году этот показатель увеличится на 1,1 млрд, при этом около половины прироста должно было быть обеспечено за счёт Индии и Китая.

 

Индия, где ежегодный прирост рынка новых легковых авто оценивается в 3 млн единиц, будет поддерживать рост спроса на нефть лишь до 2030 года. По информации газеты Independent, правительство Индии заявило о полном переходе на электромобили до 2030 года.

 

Значительный рост индийской экономики в последние годы сделал её третьим по величине импортёром нефти в мире — ежегодные затраты страны на углеводороды составляют $150 млрд. Радикальный переход на электрокары резко сократит потребности Индии в нефти и, по оценкам экономистов, поможет сэкономить до $60 млрд к 2030 году.

 

Самая активная динамика перехода на электрокары наблюдается в Китае. Как сообщает газета China Daily, в 2016 году КНР приобрела 507 тыс. электромобилей из 873 тыс. проданных в мире. Прогнозируется, что в 2025 году продажи электрокаров в Китае достигнут порядка 10,6 млн. При этом, по сообщениям Reuters, по итогам 2016 года рост спроса на нефть в Китае стал самым медленным за последнюю трёхлетку, опустившись до 2,5% с отметки в 3,1% в 2015 и 3,8% в 2014 году.

 

Похожая тенденция наблюдается и в Европе. Британская газета The Guardian со ссылкой на представителя Deutsche Bank сообщает, что,не пройдёт и 20 лет, как во всех странах Европы будут выпускаться исключительно электромобили. Власти Великобритании уже заявили о прекращении продаж авто с дизельными и бензиновыми моторами к 2040 году.

 

В России доля производства электромобилей к 2020 году может достигнуть 17%, при этом производителям такого транспорта будут выделяться субсидии на сумму 900 млн рублей, передаёт ТАСС заявление российского премьер-министра Дмитрия Медведева.

 

Движение по минутам

 

Определённую роль в падении мирового спроса на нефть сыграет и активное развитие каршеринга, причём в этом сегменте также отличился Китай. Поминутная аренда автомобиля там стала популярной буквально несколько лет назад. Если в 2015 году на дорогах Пекина было всего 14 тыс. каршеринговых машин, то в 2017 году показатель вырос почти вдвое (до 26 тыс.), а к 2025 году, по прогнозам аналитиков Roland Berger, их будет насчитываться более 600 тыс.

 

«Развитие каршерингового бизнеса в Китае только началось. Существует несколько причин для роста этого сегмента, например, борьба с загрязнением воздуха в мегаполисах и строгие ограничения на владение автомобилем — всё это подкрепляется недостатком общественного транспорта, который уже не справляется с быстрорастущим населением», — рассказал RT ведущий аналитик консалтинговой компании Roland Berger China Рон Чжэн.

 

Сейчас каршеринговый бизнес в Китае на 90% представлен местными операторами, но зарубежные компании также проявляют к китайскому рынку большой интерес, отмечают эксперты.

 

«Азиатский рынок моложе европейского. В Европе каршеринг развивается уже на протяжении десятилетий, здесь сотни операторов и, соответственно, жёсткая конкуренция. К тому же, в стремительно развивающихся странах Азии с большой численностью населения (особенно в Китае и Индии), растёт уровень доходов, и, соответственно, спрос», — пояснила RT содиректор Центра исследований транспорта в области устойчивого развития Калифорнийского университета в Беркли Сьюзан Шахин.

 

По оценкам Global Market Insights, в 2015 году рынок каршеринга в денежном выражении составил более $1 млрд, а к 2024 году он вырастет до $6,5 млрд. Аналитики Frost & Sullivan подчёркивают, что распространение услуги поминутной аренды позволит миру экономить до $5,6 млрд в год, повысит скорость городского движения на 50% и сократит выброс углекислого газа на 15%.

 

Согласно исследованию AlixPartners, в 2014 году один каршеринговый автомобиль заменил 32 личных, то есть именно столько машин в итоге не нашли своего покупателя. В 2020 году развивающийся каршеринг потеснит рынок частных автомобилей. Число пользователей сервиса в мире вырастет до 30 млн, а количество непроданных машин увеличится до 1,2 млн единиц.

 

Исследователи McKinsey пошли дальше и спрогнозировали, что к 2030 году продажи личных автомобилей упадут на 2%. Предпосылки этой тенденции уже очевидны — только в Германии за последнее десятилетие число владельцев личных авто сократилось примерно на треть.

 

Однако Сьюзан Шахин утверждает, что глобальные прогнозы пока делать рано. «Рост продаж автомобилей и спрос на них в разных странах будет различаться, в зависимости от уровня экономического и промышленного развития, загруженности городов и доступности общественного транспорта в регионах. Конечно, на рынках, где машины для временной аренды находятся в свободном доступе, ожидать роста продаж частных авто пока не стоит», — заключила эксперт.