Минтранс предложил исключить из бесплатной ручной клади телефон и ноутбук.
Минтранс разбирает багаж: что можно брать на борт
Darron Cummings/AP

Министерство транспорта разработало изменения в Федеральные авиационные правила в части провоза багажа.

 

Верхняя одежда, техника, включая мобильный телефон, ноутбук и фотоаппарат, зонт не вошли в список вещей, которые можно бесплатно взять с собой на борт.

 

Согласно документу Минтранса, опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, без взимания платы пассажир может провозить дамскую сумочку или портфель, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, люльку при перевозке ребенка, костыли и складную кресло-коляску, габариты которых позволяют безопасно разместить их в салоне — на полке над пассажирским сиденьем либо под сиденьем впереди стоящего пассажирского сидения. Эти вещи не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками, уточняется в документе.

 

Все остальное, согласно новым правилам, будет считаться ручной кладью. Ее минимальный вес устанавливается теперь в размере 5 кг на одного пассажира.

 

Предполагается, что изменения вступят в силу после того, как законопроект о бесплатном провозе багажа для невозвратных билетов подпишет президент России.

 

Согласно новым нормам, «перевозка негабаритного и тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц, а также багажа пассажира при заключении им договора, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, оплачивается исходя из их фактического веса по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве багажа, за исключением собак-проводников, следующих с пассажиром, лишенным зрения, а также кресел-колясок, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

 

Инициативы по ограничению багажа, проносимого с собой на борт, могут привести к тому, что каждый перевозчик будет устанавливать свои правила, не будет единого стандарта и в результате все снова потом придется регулировать, считает юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Сергей Емельянов. Принятие такого законопроекта «приведет просто к транспортной вакханалии», уверен юрист.

 

Не факт, что с введением платного багажа для невозвратных тарифов их стоимость изменится в меньшую сторону, отмечает Никита Куликов, исполнительный директор HEADS Consulting.

 

«Такое изменение ценовой политики отдается на откуп самим перевозчикам, а именно снижение стоимости перелетов и являлось изначально обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в законодательную базу. На мой взгляд, для того чтобы законопроект все-таки был принят, данный пробел должен быть устранен», — говорит он.

 

Госдума одобрила законопроект об отмене бесплатного багажа для невозвратных билетов во втором и третьем чтении 19 и 20 июля. Хотя в первом чтении этот законопроект был принят в 2014 году.

 

В понедельник комитеты Совета Федерации по экономполитике и конституционному законодательству рекомендовали отклонить на сегодняшнем заседании палаты данный законопроект, аргументируя это тем, что он ухудшит положение пассажиров, вынуждая их покупать более дорогие билеты.

 

Законопроект исключает из тарифа расходы на перевозку минимальной нормы багажа, при этом для возвратных билетов сохраняется право сдавать в багаж не менее 10 кг, а невозвратный тариф «может не предусматривать» норму сдаваемого багажа. Перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета.

 

Сомнений в том, что закон будет принят, очень мало, признает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

 

«Нельзя сказать, что изменения нарушают права потребителей — они позволят людям, летающим без багажа, покупать более дешевые билеты.

 

О нарушении прав можно было бы говорить, если бы граждане не могли возвращать билеты даже в случае болезни и т.д., однако такая возможность останется. Для отрасли же эта инициатива скорее позитивная и вполне отвечает европейским тенденциям, где возможность бесплатного провоза багажа и величина ручной клади зависят от категории билета и особенностей конструкции самолета», — считает эксперт.

 

В 2017 году российские авиаперевозчики показывают неплохие результаты. В период с января по июнь текущего года они увеличили перевозку пассажиров на 21,2%, до 46,15 млн человек, сообщает Росавиация.

 

В то же время прибыльность внутренних рейсов остается относительно невысокой. Поправки в Воздушный кодекс по провозу багажа помогут перевозчикам сэкономить, отмечается в заключении на законопроект комитета по транспорту Госдумы.

 

Стоит также отметить, что федеральное правительство продолжит субсидировать некоторые внутренние направления. Объем субсидий, выделенных правительством на авиаперевозки по России в 2017 году, составит 7,3 млрд руб. против прошлогодних 8,76 млрд руб.

 

Кроме того, премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минтрансу до 1 сентября подготовить проект федерального закона о продлении до 31 декабря 2020 года ставки НДС в 10% на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров. Это также должно способствовать улучшению положения отрасли.