Прошло два месяца с момента, когда вступили в силу поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО), серьезно меняющие весь рынок автострахования. Страховщики надеются, что новые правила помогут вывести ОСАГО из глубокого минуса. А как относятся к новшествам сами автолюбители?
Как автомобилисты оценивают последние изменения в «автогражданке»
ТАСС

Исследование холдинга «Ромир», проведенное в мае 2017 года в 35 субъектах Федерации среди 1 500 страхователей, и опрос читателей специализированного автомобильного журнала «За рулем» показывают, что отношение автомобилистов к ОСАГО в последнее время коренным образом изменилось. Подавляющее большинство автовладельцев перестало рассматривать этот вид страхования как дополнительный «побор» и положительно оценило эффект от «автогражданки» для уменьшения конфликтных ситуаций на дорогах. 80% опрошенных «Ромиром» считают ОСАГО важным для автомобилистов видом страхования, который необходимо и дальше совершенствовать.

 

При этом исследование показало, что владельцы полисов сегодня в целом хорошо разбираются в нововведениях этого вида страхования. Как отмечает генеральный директор «Ромира» Ольга Горелова, более трети участников (38%), говоря о нововведениях в ОСАГО, первым делом упоминают о возможности возмещения убытков в натуральном виде, еще 17% вспоминают в первую очередь об электронном полисе. При зачитывании опрашиваемым списка нововведений 81% подтвердили: они знали о том, что страховая компания сама определяет СТО, на которой будет производиться ремонт. 79% в курсе, что приоритет натурального возмещения действует только по новым договорам. 72% опрошенных говорят о том, что им было известно про ответственность страховой компании за качество восстановительного ремонта.

 

66% опрошенных известно, что ремонт будет производиться без учета износа, 65% знают о ремонте автомобилей на гарантии в дилерских сервисных центрах с сохранением гарантии. О том, что ремонт должен быть произведен в срок до 30 дней, а за каждый день просрочки взимается пеня в размере 0,5% от суммы ущерба, знают 62% опрошенных. О праве автовладельцев предложить ремонт на своей СТО по согласованию со страховой компанией осведомлены 60% участников исследования. 58% знают, что гарантия на ремонт составляет полгода, на лакокрасочные работы — 12 месяцев. Таким образом, страхователи в целом в курсе основных нововведений, которые появились с принятием поправок к закону об ОСАГО.

 

Меньше всего автомобилистов (43%) осведомлены о праве регулятора лишить страховую компанию права на возмещение в виде ремонта сроком на год при поступлении двух и более жалоб на качество ремонта.

 

Как отметила глава «Ромира», «токсичные» регионы чуть лучше разбираются в нововведениях по сравнению с «полутоксичными» и «нетоксичными», что, очевидно, объясняется остротой проблемы там, где наиболее активны криминальные автоюристы.

Большая часть новшеств поддерживается двумя третями опрошенных. Наибольшей поддержкой пользуются положения о возможности предложить свою СТО (76%), об ответственности страховой (73%), о сроках ремонта и штрафах за их нарушение (69%), о возможности запрета на натуральное возмещение при жалобах (69%) и о возмещении без учета износа (68%). Меньше всего автовладельцы поддерживают пункт, касающийся выбора СТО из списка страховой компании (всего 22%), и положение, что приоритет натурального возмещения вводится лишь для новых договоров (33%). (Предполагалось, что новый закон пресечет действия автоюристов, которым натуральное возмещение попросту неинтересно.)

 

По словам автоэксперта Сергея Смирнова, редактора журнала «За рулем», хотя все еще много вопросов вызывает положение закона, определяющее, что СТО выбирает страховщик, это вскоре перестанет волновать общественность. Даже сами журналисты-автоэксперты, отметил Смирнов, при необходимости проведения планового ремонта (если речь не идет о дилерских центрах) начинают ломать голову, в какой сервис лучше обратиться и кто будет нести ответственность. По новым правилам страховые компании отвечают за качество ремонта. Поэтому они заинтересованы, чтобы СТО предоставляла качественные услуги. Так что проблема выбора автоматически снимается.

 

Свободу тарифам!

 

Общее отношение к ОСАГО, по мнению экспертов, существенно улучшилось в последнее время. 54% респондентов опроса «Ромира» в целом удовлетворены ОСАГО — даже в том виде, в котором оно существует сейчас. 73% опрошенных считают, что страхование ответственности водителей должно быть обязательным. 44% согласны с утверждением, что после введения «автогражданки» на дорогах исчезли конфликтные ситуации. 23% полагают, что без ОСАГО «разборки» вернулись бы на дороги.

 

При этом есть и явные противники обязательного страхования гражданской ответственности: 17% опрошенных полагают, что ОСАГО нужно отменить. О том, что они «совершенно не удовлетворены» «автогражданкой» в ее нынешнем варианте, говорят лишь 9% опрошенных. Примерно такое же количество респондентов (8%) совершенно не доверяют страховым компаниям. В целом доверяют страховщикам 52% респондентов.

 

Мнения автомобилистов относительно того, нужно ли и дальше вносить изменения в ОСАГО в регионах, разделились практически поровну: 51% против изменений, 49% — за. Одним из самых важных изменений в этот вид страхования, которые еще необходимо внести, автовладельцы считают либерализацию тарифов. 31% опрошенных из предложенного списка необходимых в будущем изменений назвали необходимость большей конкуренции между страховщиками и свободный тариф на ОСАГО, за который ратуют и сами страховщики.

 

Как отмечает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, опыт Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Болгария), которые прошли тот же путь, что и Россия, свидетельствует о том, что после либерализации тарифов происходит подскок цен, а затем — существенное падение стоимости ОСАГО: страховщики начинают бороться за каждого клиента, потому что этот вид страхования дает возможность войти в каждый дом и предложить множество других продуктов. В итоге это оказывается на руку страхователям.

 

Также, по данным «Ромира», автомобилисты считают важной борьбу с автоюристами и мошенниками: из предложенных проводящими опрос вариантов изменений больше всего одобрения у респондентов получил пункт «зачистка рынка от криминальных автоюристов и мошенников» — 37%. При этом 44% опрошенных верят в то, что натуральное возмещение пресечет незаконную деятельность в этой области.

 

С такой позицией согласен и президент РСА Игорь Юргенс. «Недобросовестные посредники заинтересованы в наличных платежах, а закон практически их исключает, — говорит он. — Нет никаких сомнений в том, что недобросовестные посредники включатся в момент оспаривания качества ремонта, какой-то угол атаки будет найден. Но если в тех регионах, где это расцвело [деятельность криминальных автоюристов. — Прим. Банки.ру], нал вынимается из схемы, это большое облегчение». РСА оценивает это «облегчение» в 25—30 млрд рублей в год. Это как раз примерно объем потерь, которые, скорее всего, будут на рынке ОСАГО в 2017 году.

 

Игорь Юргенс отмечает, что у государства есть вариант пойти по пути создания государственной компании по ОСАГО, но тогда она будет оплачивать 25—30 млрд рублей в год при существующем тарифе и предоставлении из бюджета страны довольно больших денег, которые сейчас платят страховщики. «Экономическая целесообразность оставить это в коммерческом виде абсолютно очевидна для государства, — отмечает президент РСА. — Но если сохранять ОСАГО в выгодной для государства и для потребителя форме, нужно говорить об изменении способов расчета тарифов и их либерализации, большей конкуренции». По словам Юргенса, при условии отсечения криминальных автоюристов рынок может продержаться на нынешних тарифах до 2018 года.

 

Самым популярным предложением изменений, сделанных без подсказки авторов опроса, является уменьшение стоимости полиса с повышением тарифов раз в три года (22% респондентов). 18% участников хотели бы повышения качества обслуживания, а 34% опрошенных поддерживают введение системы штрафов и преференций для страховщиков в зависимости от качества работы.

 

Выбирай натуральное

 

На вопрос о предпочтительной форме получения возмещения 55% опрошенных выбрали денежные выплаты, 35% — восстановительный ремонт, приоритет которого по новым договорам вводится законом от 28 апреля 2017 года.

 

Говоря о «натуральном» возмещении, треть респондентов поддерживают высказывание, что необходим дополнительный контроль за качеством ремонтных работ. Столько же опрошенных по-прежнему хотят получать компенсацию в любом случае деньгами. Каждый пятый считает, что это удобный сервис, требующий дальнейшего развития. 13% участников исследования полагают, что натуральное возмещение — самый удобный способ отремонтировать машину.

 

Автоэксперт Сергей Смирнов отмечает, что характер комментариев аудитории на сайте журнала кардинально изменился с введением натурального возмещения в ОСАГО, хотя и не сразу: поначалу это нововведение было воспринято в штыки. «Читатели поняли, что это фактически аналог каско за гораздо меньшие деньги», — говорит Смирнов. Сейчас опасения в части натурального возмещения остались только в одном ключе — насколько качественным будет ремонт. «Все уже согласились с тем, что это действительно удобно: разбили автомобиль — обращаетесь в страховую компанию, получаете направление в автосервис, машина ремонтируется, ничего доплачивать не нужно», — рассказывает эксперт.

 

Опрошенные с высоким доходом (более 50 тыс. рублей в месяц) чаще говорят о том, что восстановительный ремонт без учета износа — удобный сервис, который надо развивать. Такое мнение чаще высказывается в Москве и Санкт-Петербурге, в Центральном и Дальневосточном округах, в «нетоксичных» регионах.