Их продавцы показывают самый быстрый рост в рознице.
Таблетки и алкоголь спешат на выручку
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

У россиян сложилась противоречивая модель потребительского поведения: они увеличивают траты на лекарства, алкоголь и продукты для здорового питания. Такой вывод можно сделать из подготовленного Infoline рейтинга крупнейших розничных компаний по итогам 2016 года. Самый активный рост выручки по сравнению с игроками других сегментов продемонстрировали аптечные сети "Неофарм" и "Планета здоровья", алкомаркеты "Красное и белое" и специализированный ритейлер "Вкусвилл".

 

"Ъ" ознакомился с рейтингом крупнейших по выручке розничных сетей, подготовленным Infoline по итогам 2016 года. По подсчетам аналитиков, самой быстрорастущей стала сеть аптек "Неофарм": компания увеличила выручку на 97%, до 15,4 млрд руб. (без НДС). Гендиректор "Неофарм" Евгений Нифантьев пояснил, что такого результата удалось достичь за счет органического развития и выхода в новые регионы. Компания управляет двумя брендами — "Неофарм" и "Столички". В прошлом году ритейлер увеличил число объектов на 100, выручка по итогам года составила 17 млрд руб. с НДС, отметил глава компании. "В последние годы низкие цены на лекарства стали особенно актуальны, и сейчас локомотивом в развитии компании являются именно социальные аптеки "Столички"",— подчеркнул господин Нифантьев. В этом году "Неофмарм" планирует открыть еще 130 аптек, увеличив количество регионов присутствия до десяти, а выручку на 55-60%.

 

Второй по темпам прироста выручки стала другая аптечная сеть — "Планета здоровья". Ее оборот увеличился на 76,6%, до 23,1 млрд руб., подсчитали в Infoline. В "Планете здоровье" не ответили на запрос "Ъ". Помимо аптек наибольшие темпы роста показали алкомаркеты "Красное и белое" и продовольственная сеть "Вкусвилл" (вместе с "Избенкой"). Выручка первой выросла на 75,8%, до 145 млрд руб., второй — на 68,7%, до 20,8 млрд руб.

 

Аптечный рынок в целом активно рос в прошлом году и демонстрировал тенденцию консолидации, благодаря чему его участникам удалось показать хорошую динамику выручки, отмечает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Успех "Красного и белого", который уже не первый год входит в число самых быстрорастущих ритейлеров, и "Вкусвилл" подтверждают потенциал развития и роста доли на рынке FMCG специализированной розницы, продолжает господин Бурмистров.

 

Средний прирост выручки крупнейших сетей в прошлом году составил 15,7%. Отрицательную динамику оборота показал каждый пятый ритейлер — 21 компания из 100, следует из материалов Infoline. Лидером падения стало петербургское ООО "Любавушка" (управляет сетями "Полушка", "Е-да!", "Лайм", "Всенародный"): ритейлер потерял 19,6% оборота, выручка составила 16,8 млрд руб. Компания не ответила на запрос "Ъ". Заметное снижение продемонстрировал также "Седьмой континент". Его выручка уменьшилась на 18,6%, до 40,4 млрд руб. Собственник ритейлера Александр Занадворов пояснил, что в прошлом году были закрыты все магазины, расположенные в арендованных у третьих лиц помещениях. В рамках оптимизации бизнеса и снижения расходов на аренду компания оставила операционную деятельность только в помещениях, которые в собственности "МКапитал" — материнской структуры "Седьмого континента", отметил господин Занадворов. "В связи с неопределенностью перспектив улучшения покупательской способности населения такая модель ведения бизнеса нам кажется менее рискованной",— добавил он.

 

И "Полушка", и "Седьмой континент" в последнее время не выдерживают конкуренции, отмечает Михаил Бурмистров. "Первой особенно сложно в связи с завершением реконструкции магазинов и активизации органического роста сети "Пятерочка" в Петербурге",— поясняет эксперт.

 

По итогам 2017 года кардинальные изменения доберутся до первой десятки крупнейших сетей, где все было относительно стабильно последние несколько лет, прогнозируют в Infoline. Кроме смены лидера рейтинга, занимавшая четвертое место ГК "Дикси", скорее всего, уступит "Ленте" и объединенным "М.Видео", "Эльдорадо" и "Техносиле", ожидает господин Бурмистров. В свою очередь, Leroy Merlin обгонит Metro Cash&Carry, а "Красное и белое" поднимется с одиннадцатой на девятую строчку, резюмирует он.