На решение о возобновлении обслуживания чартерных рейсов в аэропорту Ататюрк повлиял спад пассажиропотока.
Стамбул приглашает российские чартеры
Global Look Press/Axel Heimken

Крупнейший в Турции международный аэропорт Ататюрк (Стамбул) уведомил российские авиакомпании о возобновлении обслуживания чартерных пассажирских и грузовых рейсов после трехлетнего перерыва. В стамбульском аэропорту рассчитывают на восстановление снизившегося пассажиропотока за счет привлечения чартеров, в том числе из России. Но, по мнению экспертов, для российских туристов Стамбул не так привлекателен, как курорты Антальи, Мармариса или Даламана.

 

Как рассказал «Известиям» источник в одной из российских авиакомпаний, перевозчик в конце мая получил уведомление турецкой стороны о том, что аэропорт Ататюрк теперь открыт для чартерных рейсов. Письмо было направлено представителем Bilen air service, одной из ведущих компаний Турции, специализирующейся на авиационных услугах и наземном обслуживании в аэропортах. Ее представитель подтвердил «Известиям» эту информацию.

— Все верно, аэропорт Ататюрк действительно с 18 мая 2017 года возобновил прием чартерных рейсов, который был приостановлен в январе 2014 года. Это решение касается всех чартерных рейсов, при условии предварительного получения соответствующих разрешений Генерального директората гражданской авиации и слотов от аэропорта, — отметил представитель Bilen air service.

По его словам, причинами такого решения стали увеличение пропускной способности аэропорта с момента приостановления приема чартерных рейсов, относительный спад пассажиропотока на внутренних и международных направлениях, а также требования заинтересованных сторон.

 

Эксперты авиационного рынка отмечают, что снижение пассажиропотока в аэропорту Стамбула могло произойти из-за нестабильной в последнее время политической ситуации в Турции. При этом у туристов данное направление отдыха не считается таким же популярным, как традиционные турецкие курорты.

 

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, турпоток в Стамбул можно увеличивать только с помощью развития направления экскурсионных туров, но под них чартерные рейсы не ставятся. Для такого рода поездок достаточно регулярных рейсов.

— Чартеры ставят только там, где сформирован гарантированный массовый спрос. В основном чартерные рейсы обслуживают пляжные и горнолыжные направления. Стамбул к массовому направлению отдыха не относится. Объем туристического интереса к нему несопоставим с пляжными направлениями Турции. Поэтому перспектив для российского чартерного туристического потока в Стамбул нет, — сказала «Известиям» Ирина Тюрина.

С другой стороны, пассажирами чартерных рейсов могут быть не только туристы, но и предприниматели. Так, в 90-е годы наблюдался бум так называемых шоп-туров в Турцию, под которые заказывались чартерные рейсы. Многие годы в зимнее время российские чартеры летали в Стамбул, а в летний период — на морские курорты Турции. Окончательно такие полеты прекратились несколько лет назад. Оставшийся пассажиропоток перераспределился на регулярные рейсы.

 

По словам заместителя генерального директора по оперативному управлению российской чартерной авиакомпании I Fly Георгия Баутина, из-за изменения экономической ситуации в последние 3–4 года поток существенно снизился, и чартерные рейсы в Стамбул перестали пользоваться былым спросом.

— На рынке присутствовало несколько крупных консолидаторов таких чартерных рейсов, на которых основную долю пассажиров составляли представители малого бизнеса, закупавшие товары народного потребления. Сейчас уже нет того спроса. Чартерные пассажиры перераспределились на регулярные рейсы, — сказал «Известиям» Георгий Баутин.

Во второй по величине авиакомпании «Россия» не подтвердили получение уведомления о возобновлении чартеров в Ататюрке, но отметили, что рейсы в Стамбул выполняются на регулярной основе.

— Доля классических чартерных рейсов в структуре перевозок компании составляет чуть более 3%. На сегодняшний день в рамках регулярного расписания мы летаем в Стамбул из Санкт-Петербурга, — сообщил «Известиям» официальный представитель авиакомпании «Россия».

В других российских авиакомпаниях, опрошенных «Известиями», не комментируют получение письма от турецкой стороны.

 

В 2016 году в Стамбуле произошло несколько крупных терактов, в том числе в центре города и в аэропорту. Кроме того, в Турции была попытка государственного переворота, осуществленная в ночь на 16 июля группой военных. В апреле этого года Росавиация предупредила российские авиакомпании о возможной приостановке чартерных рейсов в Турцию в связи «со сложной внутриполитической ситуацией» в этой стране, но уже в мае телеграмма с предупреждением была отозвана. По оценкам экспертов, глубина продаж туров в Турцию составляет не менее 1 млн туристов на летний сезон, и Турцию выбирали как минимум 30–40% клиентов.