Ажиотажный спрос на выездные направления на этапе раннего бронирования дал туристическому рынку надежду.
Россияне спешат бронировать туры в Турцию и Грецию
Антон Белицкий / Коммерсантъ

На этапе раннего бронирования (период с января по апрель) спрос на некоторые выездные направления на летний период вырос в несколько раз, рассказали опрошенные "Ъ" участники рынка. Так, по словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, спрос на такие направления, как Турция, Кипр, Болгария, Греция и Испания, вырос в 1,5-4 раза по сравнению с 2016 годом. При этом, по ее словам, в случае с Турцией, на которую сейчас приходится до 50% организованных туров на лето, спрос превысил показатели докризисного 2014 года. Госпожа Ломидзе предполагает, что если начавшаяся тенденция к резкому увеличению спроса сохранится, то уже по итогам 2017 года продажи и по другим популярным выездным направлениям смогут вернуться к показателям 2014 года.

 

Рост продаж заметили и сами туроператоры. В TUI Russia рассказывают, что самую большую глубину бронирований сейчас показывают Турция и Кипр, куда туры продаются и на сентябрь, и на октябрь. Рост спроса ощущается в случае с Испанией, Болгарией, Черногорией и Грецией, добавляют в TUI. Директор по продажам НТК "Интурист" Сергей Толчин тоже отмечает значительный рост по этим направлениям. По его прогнозам, суммарный организованный турпоток в Турцию из России в этом году может составить 2,5-3 млн человек (в пиковый 2014 год было 3,5 млн).

 

Представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов называет еще более позитивные оценки: по итогам февраля продажи туров в Грецию и на Кипр уже в 2,5 раза превысили показатели февраля 2014 года, в Турцию — в 4,5 раза. В сетях "Горячие туры" и ТБГ указывают, что сейчас на долю Турции суммарно приходится 31% общих туристических заявок, следом идут Греция (15,5%), Кипр (13%), Россия (9,5%) и Тунис (9%).

 

Главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин прогнозирует, что в 2017 году число выезжающих за границу организованных российских туристов может вырасти лишь на 20-30% к уровню 2016 года. "Текущий ажиотажный спрос можно связать с укреплением рубля и неуверенностью россиян в том, что курс окажется таким же благоприятным в весенне-летний период",— рассуждает он. Господин Нуждин сомневается, что в ближайшие пять лет общий показатель выезда россиян за рубеж достигнет уровня 2014 года. "На тот момент средняя зарплата в стране составляла $841, в 2016 году — $548, в 2017 году может увеличиться до $650, для достижения уровня 2014 года нужен еще 30-процентный рост",— подсчитывает он. Сергей Толчин предполагает, что текущий рост продаж связан с общим увеличением глубины бронирований и происходит в основном за счет перераспределения спроса.

 

Период ранних продаж на выездном рынке, когда туры на лето можно купить на 20-30% дешевле, чем в период пиковых продаж, в этом году начался раньше обычного. Первые предложения клиентам туроператоры делали еще в конце прошлого года. На момент начала активного предложения, в январе этого года, рост спроса оценивался в 10-30% (см. "Ъ" от 19 января).

 

Год назад лидером раннего бронирования был демонстрировавший рекордный спрос внутренний рынок. Но повторить успех в этом году пока не получается. Гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин отмечает, что в январе и феврале продажи внутренних туров снизились на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По его прогнозам, дальнейшая судьба этого рынка будет зависеть от выездного сегмента. "Если продажи Турции и Египта в этом году восстановятся в полном объеме, мы потеряем 10% туристов, если продажи туров в Египет не возобновятся, а в Турции произойдут новые теракты, получим 10%",— рассуждает он. Сергей Толчин прогнозирует, что по итогам 2017 года рынок внутреннего туризма не покажет значительного роста из-за высокой конкуренции со стороны Турции. Игорь Нуждин прогнозирует падение внутреннего рынка на 10-15% по итогам года.

 

Александра Мерцалова