ОАО РЖД просит ФАС в будущем возместить компании через тариф доходы, недополученные в 2016 году из-за замещения дорогих грузов дешевыми.
ОАО РЖД просит ФАС возместить недополученные 56 млрд руб.
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Руководство ОАО РЖД обратилось в ФАС с просьбой компенсировать в будущие годы недополученный доход ОАО РЖД за 2016 год, а также сделать такую компенсацию законодательной нормой, следует из письма главы монополии Олега Белозерова руководителю ФАС Игорю Артемьеву от 14 февраля (есть у "Ъ"). Господин Белозеров уведомляет, что по итогам 2016 года рост доходной ставки ОАО РЖД составил 2,7%, а при определении уровня индексации тарифов на 2016 год он учитывался как 7,5%. В результате потери в доходах ОАО РЖД составили 56 млрд руб., говорится в письме.

 

Но на совещании 2 декабря 2016 года у Дмитрия Медведева потери оценивались в 91,7 млрд руб. В ОАО РЖД уточнили, что 91,7 млрд — это общая сумма недополученных доходов, при этом 56 млрд — потери в связи с отклонением роста доходной ставки из-за применения тарифного коридора, но не пояснили, почему требуют возмещения лишь доли потерь. В сентябре 2016 года Олег Белозеров объяснял, что причина падения доходной ставки в том, что "было принято решение по налоговому маневру, и самые высокодоходные и объемные грузы — нефтеналивные — от ОАО РЖД ушли", добавив, что добирают объемы низкодоходным углем (см. "Ъ" от 22 сентября 2016 года).

 

ОАО РЖД просит ФАС "обеспечить восстановление доходной базы ОАО РЖД" до уровня, учтенного при индексации тарифов на 2016 год за счет учета в последующие годы недополученных доходов в необходимой валовой выручке (НВВ, плановый объем затрат и маржи регулируемой компании, на основе которого рассчитывается тариф). При этом, добавляет Олег Белозеров, они "могут возмещаться не одномоментно, а в течение нескольких лет". Для этого необходимо, в частности, добавить в положение о госрегулировании тарифов железных дорог пункт, по которому при определении НВВ учитывается отклонение доходов от плановых.

 

Споры о компенсации недополученной НВВ — норма, например, для электросетей. Возникают и судебные споры между регулятором и электросетью, связанные с занижением или завышением НВВ (иск МРСК Сибири к РЭК Красноярского края на 24,4 млрд руб. в 2015 году). Порой принимаются и решения о возмещении недополученных доходов в последующих годах, хотя в реальность они претворяются редко. В основе подобных случаев, как правило, лежат факторы, неподконтрольные регулируемой компании. В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что неподконтрольные факторы — это "изменения бюджетно-налоговой политики, решения по поддержке отраслей промышленности, приводящие к изменению товаропотоков, колебания ценовой конъюнктуры на товарных рынках". Также, добавляют в монополии, предлагается "восстановить часть расходов", которые были сокращены для "обеспечения финансовой сбалансированности". В ФАС говорят, что достигли с ОАО РЖД "концептуального согласия в части исполнения решений, принятых на совещании у премьера РФ".

 

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что ОАО РЖД "пытается переложить на правительство и в конечном счете на всех грузоотправителей проблемы ухудшения качества своей грузовой базы". Это ухудшение, по его словам, результат отсутствия стратегического подхода во взаимодействии с нефтекомпаниями, которое привело к "переориентированию нефтеналивных грузов на трубопроводы". Предложения противоречат базовым принципам деятельности ОАО РЖД, говорит эксперт, они предполагают перенос предпринимательских рисков на клиентов и формируют особый порядок учета оптимизированных расходов, хотя сокращение расходов является базовой целью монополии. "По нашим оценкам, закладывать в нормативные документы возможность компенсации снижения доходной ставки нерационально: это снижает мотивацию ОАО РЖД работать над издержками",— считает глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Он отмечает, что расчет недополученной выручки не имеет утвержденной методологии, "а представленные цифры, которые изменились в 1,6 раза за два месяца, говорят, что ОАО РЖД может легко обосновать любые свои "хотелки"". ФАС не в состоянии проверить объективность данных, отмечает эксперт.

 

Наталья Скорлыгина