Только в 1,5% случаев должники отказываются от общения с коллекторами по закону, который вступил в силу 1 января 2017 года.
Россияне не отказываются от общения с коллекторами
Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Должники по новому закону о защите интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности могут отказаться от общения с коллекторами, однако они почти не пользуются этой возможностью, пишут «Ведомости».

 

Только в 1,5% случаев должники отказываются от общения с коллекторами по закону, который вступил в силу 1 января 2017 года. Такую оценку на основе опроса своих сотрудников (более 700 человек) привело коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент» («дочка» Альфа-Банка) в своем исследовании.

 

«По моей статистике (данные «Активбизнесколлекшн» и опрос крупнейших компаний, входящих в ассоциацию НАПКА), на конец января должники только в 1% случаев отказывались от общения, на конец февраля эта цифра выросла до 3%, к концу марта будет 5%», — ожидает гендиректор «Активбизнесколлекшн» («дочка» Сбербанка) Дмитрий Теплицкий.

 

Закон новый, люди узнают о нем постепенно, по его прогнозам, к концу 2017 года число отказов возрастет до 20—30%. Это приведет к тому, что по всем отказникам кредиторы будут сразу обращаться в суд, что усилит нагрузку на суды и в конечном счете на Федеральную службу судебных приставов, и это серьезная проблема, полагает Теплицкий.

 

По оценкам НАПКА, в среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, рассказывает директор ассоциации Борис Воронин. Он соглашается с тем, что в ближайшее время этот показатель может вырасти, но столь быстрого роста отказов он не ждет: ближе к концу года ситуация стабилизируется на уровне не выше 3—4%. По мнению Воронина, новый закон настолько жестко регулирует количество контактов и другие действия кредитора и взыскателя, что у добросовестного заемщика нет необходимости отказываться от взаимодействия с ними.

 

Более того, продолжает Воронин, оформление официального отказа может помешать ему оставаться в курсе предложений и планов кредитора, например по реструктуризации или передаче дела в суд. Кроме того, отказ однозначно станет отрицательным фактором при попытке получения следующего кредита или займа, заключает Воронин.