Пятый по величине в России продовольственный ритейлер "Лента" в 2017 году впервые откроет супермаркетов больше, чем гипермаркетов.
«Лента» сделала ставку на среднеформатные магазины
Евгений Павленко / Коммерсантъ

За три следующих года площадь супермаркетов должна вырасти в восемь раз, а ее доля в имеющихся у компании помещениях увеличиться с 4% до 15-20%. До конца 2020 года "Лента" намерена войти в тройку ведущих продовольственных ритейлеров.

 

В 2017 году "Лента" планирует потратить 40 млрд руб. на запуск около 30 гипермаркетов и примерно 50 супермаркетов, увеличив торговую площадь примерно на 200 тыс. кв. м, сказано в презентации компании для инвесторов. Таким образом, следует из отчетности ритейлера, число открытых среднеформатных магазинов впервые превысит аналогичный показатель для крупноформатных объектов.

 

Первые десять супермаркетов "Лента" запустила в 2013 году. С тех пор она открывала от восьми до 17 магазинов ежегодно, в то время как число новых гипермаркетов варьировалось от 21 до 51 магазина в год. На конец 2016 года "Лента" управляла 191 гипермаркетом общей торговой площадью 1,1 млн кв. м и 49 супермаркетами на 46,3 тыс. кв. м. До конца 2020 года "Лента" собирается удвоить свои торговые площади. Это значит, что через четыре года компания рассчитывает увеличить их почти до 2,3 млн кв. м. Так, площади супермаркетов до 2020 года должны увеличиться в восемь раз и занять 15-20% помещений "Ленты" (сегодня 4,2%). Гипермаркеты в течение того же периода должны органически прирастать на 150-200 тыс. кв. м ежегодно, долгосрочный потенциал рынка в целевых городах — около 400 новых гипермаркетов.

 

Приоритетными направлениями для развития гипермаркетов в среднесрочной перспективе будут Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города присутствия. Также "Лента" планирует выходить в менее крупные новые города и, возможно, в более мелкие населенные пункты. Предполагается, что сеть супермаркетов будет расширяться вокруг существующих распредцентров (два в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Тольятти) преимущественно на арендованных площадях, сохраняя в собственности 20-30% помещений. "Лента" уже подписала контракты с ADG Group по аренде в столице в 2018-2019 годах в 47 тыс. кв. м в торговых и развлекательных центрах под открытие 36 супермаркетов. Кроме этого, ритейлер заключил соглашение на покупку восьми площадок в Новосибирске, где будут построены супермаркеты.

 

Для выполнения заявленной программы в ближайшие годы "Ленте" необходимо открывать 35-40 гипермаркетов и около 50 супермаркетов в год, говорит аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина. По ее подсчетам, компании в 2018-2020 годах придется вкладывать по 40 млрд руб. ежегодно. "Заявленные планы вполне реалистичны",— уверена аналитик. На конец 2016 года "Лента" располагала свободными 13 млрд руб., а также 44,2 млрд руб. неиспользованных кратко- и долгосрочных кредитных линий и дополнительными 32 млрд руб. в рамках одобренных банками кредитных лимитов.

 

В 2016 году "Лента" открыла 68 новых магазинов. Капитальные вложения составили 54,3 млрд руб., что на 73% больше, чем в 2015 году. Такие показатели были связаны с быстрым органическим ростом и приобретением сети "К-руока" у финской Kesko за 11,4 млрд руб.

 

В течение ближайших четырех лет "Лента" рассчитывает войти в тройку ведущих мультиформатных продовольственных ритейлеров и стать крупнейшей сетью гипермаркетов, объявила вчера компания. Сегодня "Лента" пятая по размеру выручки после "Магнита", X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), Auchan и "Дикси". В 2015 году она обогнала Metro Cash & Carry в рейтинге крупнейших ритейлеров по версии Infoline, по итогам 2016 года ей не хватило менее 5 млрд руб. (1,6% оборота), чтобы догнать "Дикси", чья выручка составила 311,2 млрд руб. Для дальнейшего роста бизнеса будут создаваться новые форматы, сообщила "Лента", не уточняя деталей.

 

Достижение позиции номер три на российском рынке продовольственной розницы выглядит реальной долгосрочной целью, считает аналитик Sberbank CIB Михаил Красноперов. При этом, отмечает он, цели по открытию 400 гипермаркетов выглядят амбициозными и будут во многом зависеть от макроэкономической ситуации.

Пока что мы видим падение потребительского спроса и продолжающийся отток покупателей из гипермаркетов в магазины малого формата. В этом контексте я рад, что компания планирует снизить темпы открытия гипермаркетов в 2017 году,— резюмирует господин Красноперов.