Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет.
Автопрому предложили преференции
Игорь Черников / Коммерсантъ

Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

 

Минпромторг предложил перейти на специнвестконтракты с автоконцернами после того, как в 2018-2019 году прекратят действие соглашения о промсборке, сообщил "РИА Новости" первый замглавы министерства Глеб Никитин. По его словам, СПИК "идеален" для фиксации "необходимых положений" между производителями и государством.

За счет углубления локализации (производства в РФ.— "Ъ") и принятия таких обязательств мы получим возможность развивать рынок автокомпонентов,— отметил чиновник.

Сегодня в РФ есть два льготных режима промсборки автомобилей — снижения импортных пошлин на компоненты в обмен на локализацию. "Первая промсборка" была введена в 2005 году и требовала от иностранных концернов локализации в 30% и мощностей по выпуску 25 тыс. машин в год. В 2011 году вступила в силу "вторая промсборка" — мощности на 300-350 тыс. машин в год, локализация в 60% и инвестиции в НИОКР. Сроки большинства соглашений истекают в 2017-2018 годах. Как писал "Ъ" 7 июля 2016 года, Минэкономики и Минпромторгу поручено проработать новый режим поддержки автопрома, тогда источники "Ъ" говорили о разработке модели "третьей промсборки".

 

СПИКи введены законом о промышленной политике в РФ с 2015 года, их оператор — Фонд развития промышленности. По контракту инвестор обязуется освоить производство в срок, а РФ или регион гарантируют стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставляют стимулирование и поддержку. Срок СПИКа — выход проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но не более десяти лет.

 

В Минэкономики сообщили, что вопросами СПИКов занимается Минпромторг. Минэкономики продолжает прорабатывать свою версию нового долгосрочного инвестрежима. В Минпромторге заявили, что подготовят новый режим к концу года. "СПИК не претендует на статус панацеи", добавили там, но на сегодня он "наиболее эффективен" для создания "экономически целесообразных производств". В министерстве добавили, что в рамках обязательств РФ перед ВТО ввозные пошлины будут снижаться, и меры поддержки отрасли будут обновляться.

 

Первый СПИК в автопроме Минпромторг подписал в 2016 году с СП "Мазда Соллерс", готовится контракт с Mercedes. Как уточнил Глеб Никитин, Минпромторг предлагает использовать системные положения СПИКов — достижение уровня локализации, предусмотренного правительством, который определяется не процентами, а производимыми в РФ технологическими операциями и компонентами. Он уточнил, что должны быть определенный уровень инвестиций, создание рабочих мест и т. д.

 

Источник "Ъ" в отрасли говорит, что финальных решений пока нет, Минпромторг собирает мнения автоконцернов до марта. Другой источник "Ъ" считает, что производители больше склоняются в сторону версии промсборки Минэкономики, но единогласия нет. СПИК не в силах дать аналогичных промсборке преференций, полагает он, это дополнительные льготы, "но не основной пряник". В Nissan не считают СПИК механизмом господдержки, который необходим сейчас. Там сетуют на отсутствие в контрактах единых прозрачных правил и реальных механизмов поддержки, которые стимулировали бы развитие. СПИК направлен на привлечение дополнительных инвестиций, а основная задача концернов, уже инвестировавших миллиарды в РФ,— увеличение объемов и загрузка мощностей, подчеркивают в Nissan. Компания выступает за новую промсборку с механизмами поддержки локализации и экспорта. В других автоконцернах на запросы "Ъ" не ответили.

 

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" говорит, что без деталей сложно говорить о том, какой механизм выгоднее, но в любом случае правительство предложит льготы и преференции крупным инвесторам. Набор механизмов может быть достаточно большим, в том числе льготы по ввозу комплектующих, поддержка экспорта с привязкой к локализации, заключает он. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что и СПИК, и промсборка подразумевают требования по локализации в обмен на снижение обязательных платежей, но налоговая нагрузка выше пошлин. В режиме промсборки государство при невыполнении обязательств могло штрафовать компании, СПИК в этом лояльнее, отмечает он.