Две трети компаний-субъектов малого и среднего бизнеса в 2016 году не обращались за кредитами. Среди тех, кто подавал заявку, треть получили отказ, в большинстве случаев - без объяснения причины.
Более 50% компаний малого бизнеса не обращались за кредитами в 2016 году
Сергей Михеев / Коммерсантъ

Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного в феврале 2017 года НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ).

 

За последний год треть субъектов МСП (32%) обращались за кредитами или займами. В основном это были кредиты для юридических лиц (14%) и займы в МФО (9%). Почти каждый десятый предприниматель признался, что оформлял кредит для нужд предприятия как физическое лицо (8%). 68% предпринимателей не обращались за оформлением займов, и большинство из них объясняют это тем, что рассчитывают на собственные средства.

 

Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит  один раз (51%), еще 22% - дважды, а 27% обращались три и более раз. Те, кто получили одобрение, не всегда получают всю сумму (средняя сумма заявки 8 млн. рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже - 4,7 млн. рублей).

 

Те опрошенные, которым было отказано в кредитах (32%), в половине случаев не получили разъяснений причин отказа (50%).

 

При оформлении заявки на кредит пользовались советами сторонних специалистов 22%, а самостоятельно оформляли 78%. Предприниматели, не прибегавшие к внешним консультациям, получали одобрение по кредитам реже (7%).

 

Субъекты МСП, имеющие положительный опыт кредитования, в большей степени ориентированы на расширение знаний о финансировании бизнеса (33%) и финансовом планировании (29%), в отличие от предпринимателей, которые получили отказ в кредитовании. Для последних важно получение знаний в части продаж (23%), подбора и  управления персоналом (12%).

 

«Это свидетельствует о не востребованности внешнего финансирования среди подавляющего числа малых и средних предприятий ввиду наличия собственных средств, - говорит генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. Однако углубленный анализ показывает, что причина заключается не в устойчивом финансовом положении предприятия, а в преобладании пассивной стратегии ведения бизнеса. Особенность такой стратегии заключается в ориентации на стабильную прибыль (даже если она невысокая) и минимизацию риска. Такая категория предпринимателей не рассматривает бизнес как инвестицию и не видит смысл в привлечении внешних заемных средств. Пассивной стратегии ведения бизнеса в большей степени придерживаются предприниматели, чей бизнес работает более 10 лет. Кроме того, сегмент характеризуется вынужденными предпринимателями – открывшие дело в 1990-х годах под давлением жизненных обстоятельств».