Хотя число компаний, предлагающих своим сотрудникам корпоративные пенсионные программы (КПП), растет, их доля на рынке труда пока не превышает половины, констатирует исследование PwC на базе опроса в ноябре--декабре 2016 года 114 российских и иностранных компаний с численностью от 100 до 5 тыс. сотрудников.
Компании не верят в старость своих сотрудников
Михаил Огнев / Коммерсантъ

Компании, уже предоставляющие КПП, в массе внедрили их более десяти лет назад (40%) или пять--десять лет назад (36%). За год пенсионным обеспечением работников озаботились только 7% предприятий.

 

В большинстве компаний участие в КПП не требует стажа (33%) или он может быть менее года (также 33%), еще у 20% — пять лет. Программы 78% предприятий ведет российский НПФ, 9% делают это сами, 7% обратились в траст или иную иностранную компанию, 2% работают с российскими страховщиками. Абсолютное большинство довольны (56%) или скорее довольны (35%) работой провайдера. В половине случаев (47%) программы компаний предполагают взносы и работника, и работодателя, треть (33%) рассчитаны на участие только последних. Взносы компании в большинстве случаев (37%) не превышают 3% зарплаты сотрудника, четверть предприятий (24%) готовы вносить 3-5%, еще у 20% взносы зависят от категории работников. В половине случаев они зависят от вклада сотрудника.

 

Среди целей внедрения КПП компании выделяют необходимость удержать и мотивировать сотрудников (24%), обеспечить безболезненный уход на пенсию сотрудникам старшего возраста (20%), поддержать имидж компании (19%) и привлечь новый персонал (16%). В 53% предприятий сотрудники "скорее ценят" участие в программах.

С учетом продолжающейся заморозки накоплений и падения покупательной способности государственной пенсии граждане все больше интересуются добровольными способами накопить на старость,— говорит гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.

Среди компаний, где КПП нет, в ближайшие годы их внедрит меньшинство: 5% — точно, еще 17% — скорее всего. Треть таких компаний будут делать это на условиях взносов обеих сторон (29%). При этом представители предприятий, у которых нет КПП, указали, что не имеют средств на рост затрат на персонал (19%), считают премии более эффективными (16%) или не видят на рынке выгодного соотношения затрат и доходности пенсионных планов (15%).