Розничным магазинам могут запретить проводить различные акции со скидками на алкогольную продукцию. Это не метод стимулирования продаж спиртного, уверены депутаты от ЛДПР, которые 10 февраля внесли в Госдуму соответствующий законопроект.
«Порядок на полке»: нужно ли запрещать скидки на алкоголь
РИА Новости/Валерий Мельников

Его авторы также считают, что запрет надо наложить на бесплатную раздачу алкогольных напитков, "в том числе в виде подарков" за покупку различных товаров.

 

Авторы инициативы уверены: такая мера "исключит излишний спрос на алкоголь и обеспечит возможность свободы потребителя в выборе товара".

 

Цены на алкоголь в России, как указывают парламентарии, и без того очень доступные, и это одна из причин алкоголизации населения. А всевозможные скидки и акции на него лишь провоцируют людей покупать еще больше спиртного.

Скидки, которые порой достигают 40-50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления, — поясняют разработчики законопроекта.

Депутаты уверяют, что совсем не хотят сделать алкоголь дороже и осложнить покупателям жизнь. Речь лишь о том, чтобы защитить их "от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей". Последние же, как считают парламентарии, должны искать другие способы увеличения объемов продаж и потока покупателей.

 

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), впрочем, заявили, что не видят прямой зависимости между ценой и уровнем алкоголизации населения.

 

Нет конкретики

 

Алкоголизм – орудие разрушения в России, отмечают авторы законопроекта, приводя расчеты Минздрава. При пересчете на чистый спирт в 2009 году россияне в среднем выпивали 18 литров в год, а сейчас - около 10 литров. Динамика, конечно, положительная, но алкоголиков в России все равно слишком много даже по официальной статистике: более пяти миллионов человек, или 3,4% от всего населения.

 

В федеральном проекте "Трезвая Россия" инициативу поддержали, но отметили что она сырая и в ней не хватает конструктива.

Я в ней не вижу конкретики по полному сегменту, а лишь попытку навести порядок на одной полке. А шкаф ведь из одной полки не состоит, - говорит руководитель "Трезвой России", член Общественной палаты Султан Хамзаев.

Впрочем, по его словам, этим страдают все инициативы в области антиалкогольного регулирования – в них очень много пробелов.

 

Обходят закон

 

Так, алкопроизводители с успехом обходят федеральный закон, запрещающий рекламировать любой алкоголь, в том числе и пиво.

 

"Висит билборд с безалкогольным пивом и сноской - не является алкогольной продукцией. То есть это напиток безалкогольный, но называется так же, как алкогольный бренд. И они спокойно его рекламирует", — приводит пример Хамзаев, отмечая, что это лишь один из многочисленных пробелов в антиалкогольном законодательстве.

 

Если идею не проработать как следует, акции все рано будут, просто изменятся формулировки. Например, не "три бутылки по сниженной цене", а четыре пакета и две бутылки. "Подарки" запретить-то можно, но вопрос - как они их пропишут, ведь есть такое понятие, как юридическая казуистика.

Например, мы запретили алкоэнергетики, а производитель говорит – а это не алкоэнергетик, а винный или еще какой-то напиток, — указывает Хамзаев на несовершенства законодательства.

Вмешательство в конкуренцию

 

Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз вообще не считает, что скидки и акции в магазинах как-то влияют на увеличение объемов продаж спиртного, а уж тем более на рост их потребления.

Речь, скорее, идет о росте продаж конкретного продукта на фоне остальных продуктов, которые продаются на этот момент без скидки. Это всего лишь форма конкурентной борьбы, — говорит Дробиз.

И вмешиваться в нее, государству, по его мнению, совсем не следует.

 

Эксперт сомневается и в эффективности предлагаемых мер.

Ну запретят называть это акциями, но никто не может запретить магазину взять и на месяц снизить цены, потому что пришла более низкая цена, — отмечает эксперт.

Из цены не уйдут

 

Эксперт не исключает: это очередной "пиар-законопроект" от ЛДПР. А вот производителям пива, например, такие инициативы могут навредить. "У этого продукта ограничен срок годности, поэтому продавец должен иметь возможность сделать скидку и объявить об этом", — поясняет он.

Для пива особенно характерно такое явление, как лояльность потребителей к бренду. Акции позволяют им сделать выбор среди любимых брендов, а никак не способствуют увеличению размера покупок, — отметили в Союзе пивоваров России.

На днях Минфин предложил увеличить минимальные розничные цены на водку и коньяк в России до 205 и 371 рублей соответственно за полулитровую бутылку. В ведомстве объяснили это ростом акцизов, тарифов и производственных затрат.

 

На объемы потребления алкоголя в России рост цен не влияет, считает руководитель "ЦИФРРА".

Люди, которым позволяет доход, все равно идут на легальный алкогольный рынок. Люди же с низким доходом из своей цены не уйдут – они будут покупать нелегальную водку по 100-120 рублей и аптечные настойки, — заключил Дробиз.