Инвестиции в инфраструктуру заложат в тариф.
Авиакомпании будут инвестировать в аэропорты Москвы
Василиса Пархом / Коммерсантъ

Вложения операторов аэропортов Москвы в аэродромную инфраструктуру в рамках концессионных соглашений будут возвращаться из инвестсоставляющей в ставке сбора за ВПО, рассказал "Ъ" совладелец Внуково Виталий Ванцев. Соглашения обсуждались на этой неделе у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Источник "Ъ", знакомый с результатами совещания, подтвердил, что основной внебюджетный источник "будет связан с тарифом за взлет-посадку", но "обособлен от иной выручки от ВПО". ФАС дано поручение "проработать корректировки нормативной базы". В ФАС заявили "Ъ": "Такое предложение было высказано операторами, ведомство изучит финансовые модели, подготовленные аэропортами, и представит предложения по изменениям нормативной базы, обеспечивающие гарантии инвесторам и защиту потребителей".

 

Концессии заменят аренду аэродромного имущества аэропортами МАУ у государства и обеспечат инвестиции. По данным "Ъ", на март инвестиции в концессии МАУ оценивались в 102 млрд руб. (в Домодедово — 66,2 млрд руб., в Шереметьево — 26,1 млрд руб., во Внуково — 9,3 млрд руб.). После того как в 2015 году выяснилось, что денег из ФНБ на это не получить, аэропорты и Минтранс начали спор об источнике средств — из внебюджетных доходов аэропортов или тарифа за ВПО.

 

Господин Ванцев пояснил "Ъ", что сбор будет прописан в приказе ФСТ о методике регулирования сборов и тарифов на услуги естественных монополий в аэропортах. По его словам, аэропорты согласуют инвестсоставляющую с ФАС и Росавиацией в зависимости от сроков строительства инфраструктуры, поэтому "не будет бесконтрольного роста тарифа". В Шереметьево "Ъ" сообщили, что "вернутся к вопросу концессии после утверждения решений в госорганах". В Домодедово готовы подписать соглашение с инвестсоставляющей в сборе за ВПО, но при условии устранения сложившейся диспропорции бюджетного финансирования в развитие аэродромов МАУ. Там добавили, что при таком источнике возврата инвестиций итоговая стоимость строительства будет выше за счет налогов.

 

С марта 2016 года правительство дерегулировало ряд тарифов аэропортов МАУ, в Шереметьево они выросли на 7,5%, а во Внуково с августа — на 6-23%. Это вызвало недовольство авиакомпаний. В "Аэрофлоте" отказались от комментариев. В S7 "Ъ" заявили, что "длительное время стоимость услуг аэропортов растет высокими темпами, часто выше инфляции". "Введение дополнительных сборов увеличит себестоимость перевозки, что может привести к росту цен",— заметили в компании. Виталий Ванцев говорит, что "сейчас в МАУ самые низкие ставки за ВПО в России". По его словам, "аэропорты МАУ идут в концессию, поскольку могут существовать за счет доходов, а бюджетные средства логичнее направлять в регионы, где нет источников поддержки инфраструктуры". Господин Ванцев оценил дефицит на развитие инфраструктуры Внуково в 11 млрд руб. в ценах 2016 года (уже вложено 2 млрд руб.). Внуково будет стараться привлекать средства за счет кредитов или бондов, "чтобы не ставить вопрос финансирования перед государством".

 

Источник "Ъ" заметил, что рост тарифов в МАУ в целом укладывается в стратегию перевода перевозок в другие хабы. Сейчас дешевле организовать перевозку между городами России через Москву, говорит он: "Стоит задача перераспределить поток, и рост тарифов этому будет способствовать". Исполнительный директор компании "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что сборы в МАУ не станут самыми высокими в РФ после ввода инвестсоставляющей, но через Москву идет 75% пассажиропотока, и для авиакомпаний сбор существенно повлияет на издержки. Он отмечает, что сбор в силу целевого характера защищает интересы кредиторов, и операторы вправе рассчитывать на лучшие условия кредитования, но инвестсбор должен быть отменен после возврата кредитов.

 

Елизавета Кузнецова