Ученые исследовали воздействие современных средств коммуникации на общественную жизнь.
Новые технологии вовлекают в политику новых людей
Александр Щербак / Коммерсантъ

Французские и британские исследователи выяснили, что уход части политической активности в интернет не означает, что люди стали пассивнее в реальных делах. Цифровые технологии, наоборот, позволяют тем, кто не склонен к традиционной публичной деятельности, принимать активное участие в жизни общества.

 

Исследование под названием «Что заставляет людей участвовать в политике? Мотивы и виды активности в цифровую эпоху» проведено доцентом бизнес-школы Audencia (Нант, Франция) Каролиной Кох-Михальской и Дарреном Лиллекером, доцентом Борнмутского университета (Великобритания). В нем ученые пытаются разобраться в том, как современные цифровые технологии влияют на политическую активность людей разных социальных слоев, полов, возрастов. По их мнению, «участие в политической жизни больше не может ограничиваться только действиями в офлайне. Политическая деятельность теперь включает в себя целый спектр различных форм, как традиционных — голосование, сбор подписей, общение с избранными представителями, участие в митингах и демонстрациях, так и новых, с привлечением цифровых платформ — обсуждение политических вопросов в группах социальных сетей, формирование общественного мнения, не скованного государственными границами и т. д.».

 

Ученые из Audencia и Борнмутского университета прибегли к помощи британской специализированной исследовательской компании Opinium Research, которая провела опрос среди людей старше 18 лет. Исследование было проведено в 2015 году, за месяц до начала кампании по выборам в британский парламент, путем отправки анкет 40 тыс. человек, находящимся в базе данных Opinium Research. Кроме того, было проведено интернет-интервьюирование около 2 тыс. человек.

 

Опрошенным задавались вопросы о том, будут ли они участвовать в решении или обсуждении тех или иных политических вопросов и в каком виде — «бойкотирование продуктов определенной компании или из определенной страны», «вступление в политическую партию», «участие в митингах и демонстрациях», «участие деятельности в работе неправительственной организации». Также задавались вопросы о том, будут ли они обсуждать те или иные вопросы и в каком виде — лично, через соцсети или в микроблогах, публикуя посты в своих блогах или на страницах соцсети политических событий, комментируя политические посты и новости и т. п.

 

Ученые выяснили, как участие людей в политической жизни зависит от уровня образования, возраста, социального слоя, пола и т. д. Например, чем выше уровень образования, тем больший интерес человек проявляет к политической жизни в целом, вне зависимости от того, проходит такая активность в онлайне или в офлайне. В зависимости от пола есть другая закономерность — женщины больше, чем мужчины, склонны участвовать в политике под воздействием социальных сетей. Чем старше человек, тем он больше предрасположен к политической деятельности в офлайне.

 

При этом исследователи отметили, что поколенческий разрыв сокращается. Старшее поколение все активнее участвует в политической деятельности онлайн, хотя и заметно реже, чем молодежь. Этот фактор, по мнению ученых, может помочь вовлечению большего числа людей старшего поколения в жизнь общества.

 

Представители более низких социальных слоев больше предпочитают политическую деятельность традиционными способами. Причем здесь зависимость прослеживается весьма четко — не сильно влияют даже возрастные колебания. Однако если речь идет о политической деятельности онлайн, не вызывающей какой-либо общественной мобилизации, тот или иной социальный класс не оказывает влияния на результаты. Но если речь идет об онлайн-активности, мобилизующей на какую-либо деятельность, то здесь люди более низких социальных слоев показывают довольно высокую восприимчивость.

 

Ученые отмечают, что выводы исследования позволяют понять, как распространение цифровых технологий влияет на участие людей в политической жизни. А понимание этих закономерностей может большему числу граждан возможность влиять на общество.

Предвыборные кампании — это периоды повышенной политизации. Выводы говорят о том, что цифровые технологии могут увеличить вовлеченность общества и стимулировать участие людей в политической жизни,— отмечают исследователи.

Евгений Хвостик