Как стало известно "Ъ", в СК РФ поступил депутатский запрос с просьбой провести "доследственную проверку" по факту нарушений, допущенных столичными властями при расчете тарифа на эвакуацию автомобилей.
ФАС потребовала перерасчета парковочного тарифа в Москве
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Проверку обоснованности тарифов на эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей ФАС России проверяла по запросу первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова (ответ главы ФАС Игоря Артемьева депутату есть в распоряжении "Ъ"). Напомним, с 1 сентября 2016 года регионы обязаны были пересчитать эти расценки в соответствии с единой методикой антимонопольной службы — таково требование КоАП. Правозащитники ожидали, что после перерасчета тарифы изменятся прежде всего в Москве, где стоимость эвакуации привязана к мощности машины, достигая 7 тыс. руб. (что неоднократно вызывало вопросы у общественности и юристов). Проведя вычисления, в мэрии Москвы заявили, что в реальности тарифы должны быть выше, но во избежание "социальной напряженности" менять их не стали, о чем сообщал "Ъ" в августе 2016 года.

 

После этого господин Лысаков обратился в ФАС, где провели анализ тарифов, утвержденных департаментом экономической политики и развития Москвы. Выяснилось, что в расчет принималась среднемесячная зарплата работника ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП) в размере 67 тыс. руб. При этом ФАС ссылается на данные Мосгорстата: средняя зарплата по транспортной отрасли в Москве — 59,7 тыс. руб. Еще один показатель, влияющий на формирование тарифа,— "штатная численность" сотрудников АМПП, занятых в процессе эвакуации.

 

Московский департамент экономической политики использовал показатель 1242 человека. ФАС же указывает, что по "среднесписочной численности" (не учитываются находящиеся в отпуске, совместители и т. д.) перемещением занимаются 1120 сотрудников АМПП.

 

Еще один спорный показатель — количество занятых водителей. С учетом круглосуточной работы эвакуаторов необходимо, следует из данных департамента экономической политики, в среднем 4,4 водителя на один погрузчик. Общее же число водителей составляет 755 человек. В ФАС России, в свою очередь, изучили путевые листы АМПП, придя к выводу, что по ночам на улицах работает 1/8 парка эвакуаторов. Таким образом, в действительности водителей нужно меньше.

 

Господин Артемьев считает, следует из письма депутату, что часть заявленных городской администрацией расходов "могут быть исключены" из тарифов. При этом, подчеркивают в ФАС, антимонопольная служба не обладает полномочиями, чтобы обязать мэрию изменить цены.

 

В департаменте экономической политики Москвы "Ъ" заявили, что тарифы были рассчитаны на основании "данных 2015 года с учетом применения индексов утвержденного прогноза социально-экономического развития России". Кроме того, учитывались "фактические значения расходов АМПП за отчетный период 2015 года, а также плановые показатели объемов работы на 2016 год". Что касается режима работы сотрудников и эвакуаторов, то использовались данные департамента транспорта города Москвы, курирующего АМПП.

 

Отметим, что на момент проверки ФАС полномочия по формированию тарифов на эвакуацию были переданы департаменту транспорта: соответствующее постановление подписал 19 декабря 2016 года мэр Сергей Собянин. В департаменте транспорта "Ъ" заявили, что "используют тариф, установленный департаментом экономической политики Москвы".

 

Господин Лысаков, в свою очередь, уже попросил главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина провести доследственную проверку "фактов, изложенных ФАС" и указывает, что ранее он просил Генпрокуратуру "принудить правительство Москвы" изменить тарифы (письмо депутата есть в распоряжении "Ъ"). "По моим оценкам, цены на перемещение машин в Москве должны быть минимум вдвое ниже",— заявил "Ъ" Вячеслав Лысаков.

 

"Споры с Госдумой по идее должны привести к тому, что расчеты станут точнее,— говорит партнер юридической компании "ФБК Право" Александр Ермоленко (судился с департаментом экономической политики по поводу обоснованности тарифов в 2015 году, но проиграл.— "Ъ").— Кроме того, передача полномочий по тарифам департаменту транспорта, где знают экономику эвакуации, может сделать спор более конструктивным. Но главная проблема в том, что у мэрии в вопросах тарификации, по сути, нет оппозиции, нужен дополнительный политический противовес. И ФАС могла бы им быть".

 

Иван Буранов