Предприниматели объясняют отказ от работы с Белоруссией отсутствием бизнес-необходимости, а также спецификой деятельности или отрасли предприятия, плохой логистикой и бюрократией.
Почему российский бизнес не сотрудничает с партнерами из Белоруссии
REUTERS / Vasily Fedosenko

Почти 70% представителей российского бизнеса не работают и не планируют начинать сотрудничество с поставщиками и дистрибьюторами из Белоруссии. Об этом свидетельствуют результаты имеющегося в распоряжении Forbes всероссийского опроса руководителей предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2016 года. В репрезентативном опросе участвовали 500 руководящих сотрудников предприятий в восьми федеральных округах России.

 

Согласно исследованию, каждое пятое российское предприятие работает с партнерами из Беларуси: 12% работают только с поставщиками и 10% ― только с дистрибьюторами, а 2% работают с обоими контрагентами. Около 68% компаний, которые в настоящее время не сотрудничают с белорусскими предприятиями, не рассматривают такую возможность на перспективу (в основном это компании газовой промышленности и электроэнергии, строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта и связи, недвижимости). Еще порядка 12% организаций рассматривают возможность сотрудничества — как правило, такое намерение выражали топ-менеджеры предприятий сферы услуг, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности.

 

Чем крупнее организация, тем теснее у нее контакты с Беларусью: если среди крупных компаний 28% работают с поставщиками из соседнего государства и 24% — с дистрибьюторами, то среди малых такие контракты имеют 10% и 8% соответственно.

 

Наиболее развито сотрудничество с Беларусью в сфере обрабатывающей промышленности (17% работают с поставщиками и 23% ― с дистрибьюторами), в оптовой и розничной торговле (16% и 10% соответственно) и в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (8% и 15% соответственно). Около 27% организаций в сфере сельского и лесного хозяйства работают только с белорусскими поставщиками, но не работают с дистрибьюторами.

 

Отказ от работы с союзным государством связан, в первую очередь с отсутствием бизнес-необходимости (33% организаций, не работающих с Беларусью), а также со спецификой деятельности или отрасли предприятия (28%). Каждый десятый предприниматель отметил сложности в транспортной доступности и логистике (10%), а также отсутствие предложения со стороны Беларуси (9%). Еще 5% предпринимателей не устраивает конъюнктура, стоимость товаров и услуг, а 4% ссылаются на бюрократические сложности.

 

Каким сферам бизнеса не помешает международная обстановка?

 

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу, 3 февраля, обвинил Россию в нарушении международных договоренностей в связи с восстановлением пограничных зон. В конце месяца ФСБ сообщила, что на границе с Белоруссией с 7 февраля создаются пограничные зоны — в Псковской, Смоленской и Брянской областях. В МИД Белоруссии заявили, что Москва приняла это решение без предварительного уведомления.

 

В свою очередь в Кремле призвали Минск решать экономические и коммерческие споры в спокойной манере путем деловых переговоров. С 2011 по 2015 годы беспошлинно ежегодно поставлялось 18-23 млн тонн нефти белорусским партнерам. Всего за этот период российский бюджет недополучил $22,3 млрд. Все это является ничем иным, как прямой и косвенной поддержкой союзного Белорусского государства, отмечается в заявлении.

 

Как пояснила Forbes руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич, российский бизнес продолжит сотрудничество с белорусскими партнерами в тех отраслях, в которых взаимодействие носит устойчивый характер.

Несмотря на некоторое охлаждение отношений с Союзным государством, сложившиеся экономические связи между белорусским и российским бизнесом носят устойчивый характер: компании, которым выгодно и удобно иметь партнера в Беларуси, поддерживают и будут медленно наращивать объемы сотрудничества, — отметила Стасевич.

По данным таможенной статистики Беларуси, внешнеторговый оборот между Россией и Республикой Беларусь в январе-ноябре 2016 года составил $45,9 млрд долларов.

Тесную связь традиционно показывают сферы обрабатывающей промышленности, торговли и туризма. Драйверами роста может стать расширение ассортимента продуктов и услуг со стороны белорусских партнёров, модернизация логистической инфраструктуры и либерализация бюрократических процедур. Этому может поспособствовать полноценный запуск механизмов таможенного союза, — добавила она.