Отныне Спецстрою запрещено давать указания подведомственным ему ФГУПам без согласования с Минобороны, а самим ФГУПам нельзя вести с агентством даже переписку.
Минобороны лишило Спецстрой управленческих функций
Александр Миридонов / Коммерсантъ

О нововведениях в работе Спецстроя "Ъ" рассказали несколько источников в центральном аппарате Минобороны РФ, а также топ-менеджеры компаний, работающих со Спецстроем на правах субподрядчиков. По их словам, примерно две недели назад агентство было отстранено от управления своими активами, большую часть которых составляют 18 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Об этом были уведомлены органы военного управления (главнокомандующие видами и командующие родами войск, командование пяти военных округов), а также все предприятия Спецстроя (в том числе управление капитального строительства N900 при агентстве) и директор агентства Александр Волосов.

 

Прямым подтверждением этой информации служит письмо Тимура Иванова, замминистра обороны по расквартированию, датированное 17 января ("Ъ" ознакомился с его копией). Из документа следует, что руководителям всех ФГУПов и самого Спецстроя запрещено контактировать друг с другом без разрешения Минобороны. "Переписку по всем вопросам деятельности со Спецстроем не осуществлять, Спецстрою указаний руководителям организаций без согласования с Минобороны не направлять",— говорится в нем. Для "непрерывности осуществления функций Спецстроя" начальники предприятий и самого агентства обязаны обращаться по всем вопросам напрямую в Минобороны, а документы на имя министра обороны Сергея Шойгу или его заместителя должны проходить через департамент строительства ведомства. Этот же департамент будет следить за выполнением контрактов предприятиями Спецстроя, проводя еженедельные совещания в зале управления и взаимодействия Национального центра управления обороной каждый понедельник в 11:00 по московскому времени. Руководителям ФГУПов Спецстроя приказано быть готовыми к докладу по фактическому исполнению взятых на себя обязательств в любое время.

 

В такой конфигурации дополнительная нагрузка упадет и на департамент имущественных отношений. Чтобы согласовать любую крупную сделку, начальники предприятий Спецстроя должны будут направлять в департамент проекты договоров с указанием основных условий (сумма, срок, обеспечение, цель и т. д.). Кроме этого, департамент будет задействован при согласовании документов для получения предприятием Спецстроя кредитов, займов и банковских гарантий.

 

Напомним, что решение о ликвидации Спецстроя как самостоятельного агентства было принято на совещании у Владимира Путина с руководством Минобороны РФ (см. "Ъ" от 22 ноября 2016 года). Поводом для упразднения Спецстроя стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине подведомственных агентству предприятий. В правительстве, в свою очередь, выражали недовольство большим количеством субподрядных организаций, которые агентство привлекало для исполнения контрактов. Еще в ноябре 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, докладывал Владимиру Путину, что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов. При этом он отмечал, что агентство перепоручает сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации. Только на одном Восточном оказалось более 250 субподрядчиков, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами. Ситуация усугублялась арестами высокопоставленных сотрудников агентства, в их числе оказались два заместителя главы Спецстроя Александр Буряков и Александр Загорулько. Следователи подозревают их в хищении около 450 млн руб., выделенных на строительство и реконструкцию объектов Минобороны (см. "Ъ" от 23 ноября 2016 года). Во время итоговой коллегии Минобороны РФ Сергей Шойгу объяснял ликвидацию Спецстроя "серьезной реформой военно-строительного комплекса", задачи которой — устранение причин срывов сроков строительства, сокращение дебиторской задолженности и устранение сверхлимитного финансирования.

 

Военные согласились забрать себе 8 из 18 ФГУПов, которые, как сообщал в своем последнем интервью "Ъ" Тимур Иванов, планируют использовать исключительно для возведения специальных военных объектов. "Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ",— уточнял замминистра обороны (см. "Ъ" от 23 января). Остальные ФГУПы военные готовы передать в ведение других министерств, ведомств и госкорпораций.

 

По данным "Ъ", сейчас сотрудники Минобороны РФ проводят комплексный аудит предприятий Спецстроя, планируя завершить его в этом месяце: главный вопрос заключается в сумме долгов, которыми обременены ФГУПы. В военном ведомстве обращают внимание на совершение руководителем юридического лица действия или бездействия, "заведомо влекущего неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам", и если эти действия причинили крупный ущерб, то последствия будут суровыми — вплоть до привлечения к уголовной ответственности по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). В письме, разосланном в органы военного управления и Спецстрой, говорится: "В случае выявления соответствующих фактов в отношении руководителей подведомственных ФГУПов Минобороны будут направляться материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел". Вчера источники "Ъ" сообщили, что срок ликвидации агентства остается прежним — 1 июля 2017 года.

 

Получить официальный комментарий Минобороны РФ "Ъ" не удалось. В самом Спецстрое от комментариев вчера воздержались.

 

Иван Сафронов, Александра Жаркова-Джорджевич