Главным резервом повышения доходов бюджета является улучшение администрирования налогов.
Пещеры Али-Бабы. Как пополнить бюджет на 300 млрд рублей за счет борьбы с нелегальным алкоголем
Алексей Мальгавко / ТАСС

Александр Мечетин

 

Алкогольная отрасль всегда была важной частью экономики России. Это неудивительно, ведь она была исправным поставщиком бюджетных доходов все это время. В сегодняшних условиях, когда страна находится под давлением международных санкций и ее экономика стагнирует, повышение эффективности администрирования налогов становится ключевой задачей бюджетной политики. Какие меры нужно предпринять в первую очередь?

 

Одна из основных характеристик алкогольной индустрии — это высокое налоговое бремя. Помимо акцизных платежей в размере 100 рублей с одной бутылки водки емкостью 0,5 л, на каждые из этих 100 рублей приходится налог добавленной стоимости в размере 18%. Отрасль вносит значительные суммы, исчисляемые десятками миллиардов рублей, как в федеральный, так и в региональные бюджеты в пропорции 60/40%.

 

В 2015 году легальные производители выпустили около 650 млн литров водки, бюджетные поступления составили около 130 млрд рублей. На первый взгляд цифра не маленькая, но соответствует ли размер выплаченного размеру выпитого? Если основываться на разных источниках по потреблению, то не соответствует примерно в два раза. Действительно, за последние 10 лет легальный рынок стремительно уменьшился примерно в два раза, со 140 млн дал (дал = 10 литрам) до 65 млн дал. Стали ли россияне пить в два раза меньше? Верится с трудом. Цифры сопредельных государств и независимых агентств подтверждают: потребление крепких напитков можно оценить в объеме более 10 литров на человека, или примерно 150 млн дал по России.

 

Таким образом, потенциальный размер ежегодных акцизных платежей с крепкого алкоголя без учета налога на добавленную стоимость может составлять 300 млрд рублей, примерно половина этих денег собирается сейчас. Следует отметить, что потенциал роста поступлений в полной мере понимает Минфин, который проводит как никогда ранее эффективную политику по улучшению администрирования. Благодаря этим усилиям в 2016 году за период с января по август государство получило 98 млрд рублей, на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако для прихода к заветной цифре 300 млрд рублей этого, видимо, недостаточно, нужно реализовать комплекс мероприятий по трем направлениям, можно сказать, вскрыть три пещеры Али-Бабы.

 

Пещера первая

 

Нелегальная продукция в легальной рознице

 

Это покажется удивительным, однако данные Росстата демонстрируют объем продаж в легальной рознице около 90 млн дал в 2015 году, и это при 65 млн дал легального производства, то есть каждая третья бутылка, которая продана в магазине с государственной лицензией, на которую нанесена акцизная марка, фактически является нелегальной (с нее не заплачены налоги). Эта возможность для пополнения бюджета наиболее легко реализуема, собираемость по этому каналу должна приближаться к 100%.

 

В 2016 году в розничное звено была внедрена единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции (ЕГАИС). Теперь важно научиться пользоваться этой системой и на основе ее данных принимать меры по проверке конкретных налогоплательщиков. Целесообразно, чтобы система работала как база с открытым доступом, чтобы любые заинтересованные государственные органы или профессиональные участники рынка могли иметь к ней доступ и получать информацию в удобном формате. Минфину необходимо продолжить политику по привязке акцизной марки к размеру уплаченных налогов. Размер сокровищ в этой пещере — 70 млрд рублей в год дополнительных поступлений.

 

Пещера вторая

 

Розница без ЕГАИС и лицензий

 

Говоря о полноценном использовании ЕГАИС в рознице, нужно отметить, что, по экспертным данным, сегодня около 20% торговых точек к ней не подключено. Фактически они годами работают без лицензий, продавая 15–20 млн декалитров алкогольной продукции, на чем государство теряет еще 40 млрд рублей акцизных сборов. Оставшийся вне системы контроля канал сбыта является источником серьезных опасностей. И в первую очередь для здоровья потребителей.

 

Потенциально видится два инструмента для решения этой проблемы: первый — повышение мотивации региональных властей, второй — либерализация условий работы розницы. Основным стимулом для региональных властей при активизации борьбы с нелегальной торговлей может стать перенос региональной части акцизов с места производства на потребление. По принципу: у кого больше легальный рынок, тот и получает основные средства. В такой ситуации каждый регион будет в состоянии собственными силами повлиять на рост собираемости акцизов и размер своей доли в региональном акцизе. В данном направлении Минфин уже сделал первые шаги, выйдя с предложениями об изменении Налогового кодекса, поправки будут тестировать ситуацию в этой области через перенос первых 10% налога на потребление.

 

Другим важным решением, которое могло бы способствовать как легализации российского рынка, так и повышению сбора акцизов, может стать либерализация торговых условий. Сегодня существуют временные ограничения на продажу алкоголя, это создает в ночное время уникальную торговую монополию для нелегальных производителей. Фактически ограничение работает только для законопослушных точек.

 

То же самое можно сказать про дистанционные ограничения для розничных точек, торгующих алкоголем. Их удаленность от образовательных, медицинских, социальных учреждений в среднем должна составлять не менее 100 м. Суть этого ограничения также не очевидна. Полагаю, что для посетителя поликлиники или школьника близость или удаленность торговой точки с алкоголем не является мотивирующим фактором для его приобретения. Тем более что существуют правила продажи алкоголя, и продавец в сомнительном случае обязан попросить документ о возрасте покупателя. Идея такого дистанционного ограничения абсолютно популистская и при отсутствии эффективного контроля приводит к снижению конкуренции, возникновению новых нелицензированных точек.

 

Еще один пример из этой области — ограничение минимальной торговой площади в 50 кв. м для получения лицензии на продажу спиртного. Почему семья, которая является субъектом малого бизнеса, о развитии которого мы все так много говорим, не может открыть торговую точку размером 30 кв. м при наличии ЕГАИС и уплате всех налогов, не понятно.

 

Резюмируя, скажу, что одновременно с переносом региональной части акциза на потребление необходимо разрешить ночную торговлю алкоголем, дистанционно не ограничивать местонахождение магазинов и их площадь, разрешить интернет-торговлю. Это позволит добраться до сокровищ во второй пещере и увеличить поступления в бюджет примерно на 40 млрд рублей ежегодно.

 

Пещера третья

 

Самая закрытая. Боярышник

 

Следующая существенная возможность увеличить собираемость акцизов на 60 млрд рублей — жесткая регуляция оборота спиртосодержащей продукции двойного назначения.

 

Это прежде всего суррогатный алкоголь, медицинские настойки, различные технологические присадки на основе этилового спирта, продающиеся в хозяйственных магазинах. Вся эта продукция сегодня находится вне акцизной составляющей благодаря различным формулировкам в описании товара, а объем ее продаж достигает 30 млн декалитров в год.

 

Главная сложность в решении означенной проблемы заключается в том, что этот потребитель на ежедневной основе покупает большое количество подобного товара по низкой цене. Вполне возможно, что государство, ограничив продажу суррогатов, спровоцирует переход этого бюджетного, мягко говоря, потребителя на еще более вредные, откровенно угрожающие его здоровью спиртосодержащие жидкости. Здесь возможны два пути. Первый — из разряда радикальных и маловероятных: снизить ставку акциза как минимум в два раза, что позволит малообеспеченному слою переключиться на легальную продукцию. Второй заключается в методичной и постепенной легализации этого рынка путем ограничения продаж спиртосодержащих жидкостей. Необходимо выведение их из списка лекарственных препаратов, запуск системы ЕГАИС на спиртовых заводах, которые производят спирт для медицинских целей. Запрет на производство продукции потенциально двойного назначения.

 

Назрело повышение уголовной ответственности и расширение правоприменительной практики за подделку акцизной марки, за нелегальное производство и дистрибуцию спиртных напитков. Следовательно, здесь требуются совместные усилия Минздрава, Росалкоголя, МВД и Министерства финансов.

 

Часть мероприятий, описанных в данной статье, уже реализуется Минфином, и необходимо отметить, что достаточно успешно. В январе — августе 2016 года сбор акцизов вырос на 19,1 млрд рублей, и, опираясь на эту положительную динамику, представляется вполне реальным поэтапно, в течение нескольких лет поднять уровень легализации рынка с текущих 45% по итогам 2015 года до примерно 90% в 2017–2020 годах.