Власти Сахалина просят начать очередную программу госсубсидирования авиаперевозок — на этот раз между регионами Дальнего Востока.
Дальний Восток попросил субсидий на авиаперевозки
Алексей Куденко / Коммерсантъ

Снижение цен, считают в регионе, даст стимул для развития внутреннего туризма, но для этого придется опустить стоимость авиабилетов более чем вдвое, до 8-10 тыс. руб. Минвостокразвития готово обсудить вопрос, но эксперты сомневаются, что программу удастся включить в уже сверстанный федеральный бюджет этого года.

 

Сахалин обратился в Минвостокразвития с предложением субсидировать из федерального бюджета межрегиональные авиаперевозки внутри Дальневосточного федерального округа, сообщила пресс-служба правительства области. За счет господдержки регион хочет сделать авиаперелеты доступнее для местных жителей и развивать туризм. "Необходимо корректировать тарифы в сторону их уменьшения на рейсах между узловыми аэропортами Дальнего Востока", говорится в сообщении, так как дороговизна билетов ограничивает для жителей округа возможность посещать соседние регионы. Это "серьезно сдерживает и развитие въездного туризма в Сахалинской области", пишет глава региона Олег Кожемяко.

 

По расчетам правительства региона, авиабилет из Москвы или Петербурга в Сочи можно купить за 3,4 тыс. и 5,6 тыс. руб. соответственно, а перелет из Хабаровска или Владивостока в Южно-Сахалинск будет стоить от 13,3-14,3 тыс. руб. Гендиректор онлайн-тревел-агентства Biletix Александр Сизинцев говорит, что в 2016 году из 11 областей ДФО только в Якутии был рост продаж билетов на 30%, в целом продажи на Дальнем Востоке упали на 11,7%. Средний чек на внутренних направлениях в ДФО составил 21 тыс. руб., тогда как в остальной России — 6,7 тыс. руб. Такая же тенденция и на международных рейсах: средняя цена билета в ДФО — 27 тыс. руб., в остальной России — около 13 тыс. руб.

 

Власти Сахалина поясняют, что авиакомпании в декабре не дали "традиционные скидки", и жители ДФО массово отказались от бронирования гостиниц Южно-Сахалинска на новогодние каникулы. Туроператоры предложили авиакомпании "Аврора" дать скидки в зимний период, по их расчетам, для роста турпотока в область цена билетов из других городов ДФО не должна превышать 8-10 тыс. руб. в обе стороны. "Аврора" обратилась в "Аэрофлот", который "в значительной степени" определяет тарифную политику дочерней компании, в течение недели "может быть получено положительное заключение", сообщила пресс-служба Олега Кожемяко со ссылкой на коммерческого директора "Авроры" Валерия Спиченко.

 

В "Аэрофлоте" на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, называет проблему комплексной: "Одно снижение цен на билеты вряд ли заметно увеличит турпоток, поскольку на Сахалине недостаточно развита инфраструктура".

 

Он подчеркнул, что сравнивать цены авиабилетов в европейской части страны и ДФО "некорректно", так как маржинальность по всей стране близка, а расходы на Дальнем Востоке (топливо, аэропортовые сборы за взлет и посадку) выше. Кроме того, режим работы авиакомпаний ограничен дневным временем суток, что не позволяет увеличивать налет. Выходом, по мнению собеседника "Ъ", был бы социальный тариф, субсидируемый из федерального и местного бюджетов. В правительстве Сахалина согласны, что возможности авиакомпаний по снижению цен ограничены высокой себестоимостью перевозок: на Дальнем Востоке, по расчетам, она на 40% выше.

 

В Минвостокразвития "Ъ" сообщили, что получили письмо руководства Сахалина и поддерживают предложение. Объем средств, необходимых на субсидирование, рассчитывается, уточняют в министерстве, расчеты будут предварительно готовы в конце февраля. Аналогичную информацию по авиаперевозкам Минвостокразвития запросило и у других регионов Дальнего Востока, чтобы проработать снижение тарифов по всему ДФО.

 

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что бюджет согласован, появление новых субсидий маловероятно, но средства могут быть выделены, если возникнет критическая ситуация с авиасообщением. Пока, по мнению эксперта, едва ли не единственный выход — взаимодействие с регионами по примеру Приморья, которое передало "Авроре" самолеты, получив взамен регулярные полеты на местных линиях.