Одной из главных кризисных тенденций на рынке организованного туризма стало сокращение числа поездок россиян: по подсчетам турагентств, за два года доля путешественников, выезжающих за границу чаще раза в год, сократилась почти вдвое. Стимулировать туристов чаще покупать туры может возвращение на массовый рынок Египта.
Все больше россиян ездят за границу не чаще раза в год
Ирина Майорова / Коммерсантъ

За два года экономического кризиса число россиян, ездящих в отпуск за рубеж более одного раза в год, резко снизилось. Такие данные привели опрошенные "Ъ" турагенты. По оценкам представителя "ОнлайнТур" Игоря Блинова, если до начала девальвации рубля в конце 2014 года доля клиентов компании, выезжавших за рубеж не менее двух раз, была 40%, то теперь она около 20%. Похожие данные приводят в сети "Горячие туры": в зависимости от агентства, число часто путешествующих клиентов за два года сократилось на 30-50%. В Level.Travel говорят о менее серьезном спаде: если в 2014 году два раза в год за границу выбирались 14% клиентов компании, то в 2016 году этот показатель сократился до 11%.

Хорошо прослеживается желание людей сэкономить на отдыхе: если в 2015 году средний чек по проданным турам составлял 61 тыс. руб., то в 2016 году он сократился до 56 тыс. руб., клиенты чаще выбирают бюджетные варианты размещения и реже бронируют системы all inclusive,— отмечает гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин.

Падение частоты путешествий россиян фиксируют и туроператоры. Гендиректор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин говорит, что в его компании число клиентов, путешествующих несколько раз в год, за кризис упало на 30-50%. Директор департамента развития агентской сети BSI Group Татьяна Белова, впрочем, считает, что эта тенденция свойственна только экономичному и среднему сегментам.

Среди клиентов, предпочитающих отдых уровня VIP, за прошедшие два года мы не отмечаем уменьшения частоты ежегодных поездок: для этой категории туристов стоимость отдыха не имеет принципиального значения,— рассуждает госпожа Белова.

С ней согласен гендиректор "ВИП сервиса" Дмитрий Горин.

В недорогом сегменте те, кто раньше выбирался за рубеж три-четыре раза в год, теперь сокращают число поездок лишь до летнего путешествия на море,— добавляет господин Горин.

По его мнению, такая ситуация оказала прямое влияние на общее количество выезжающих за рубеж россиян: если в 2014 году их было 17 млн человек, то по прогнозным итогам 2016 года их будет меньше почти в два раза — 9 млн человек.

 

Организованный туризм острее других бизнесов в сфере услуг среагировал на ухудшение макроэкономической ситуации и девальвацию рубля. Резкое падение продаж туроператоры начали фиксировать уже в конце 2014 года. Согласно озвученным ранее данным Промсвязьбанка, с 2014 года рынок организованного туризма сократился более чем в два раза: с $7,7 млрд до $3,6 млрд в 2016 году (см. "Ъ" от 18 ноября 2016 года). Но, как говорит Игорь Блинов, снижение числа часто путешествующих клиентов не сказалось напрямую на оборотах агентств — часть средств компенсировалась притоком новых клиентов и ростом сегмента организованного внутреннего туризма.

 

Несмотря на негативные тенденции последних двух лет, участники рынка рассчитывают на постепенное восстановление показателей. Так, Дмитрий Горин ожидает, что частота поездок путешественников вырастет уже в этом году:

Основания так думать дает рост продаж туров на период новогодних праздников. Очевидно, что люди, съездив один раз на отдых летом, затем отправились за границу еще раз — на зимние каникулы.

Господин Блинов надеется, что доля часто путешествующих туристов вернется на докризисные показатели к концу года.

Вторичный спрос может обеспечить возвращение на массовый рынок Египта, что, скорее всего, произойдет ближе к лету: ажиотажа по этому направлению, скорее всего, не появится, но уже зимой оно станет хорошим бюджетным вариантом для дополнительной поездки,— полагает он.

Оптимизма коллег не разделяет господин Ромашкин. По его мнению, говорить о росте частоты поездок путешественников можно будет только при реальном росте доходов россиян или появления у них потребительной уверенности: "Сейчас никаких предпосылок для этого нет".