Лишь треть молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет в России охвачены программами высшего образования, при этом проще всего получить диплом в Курской области, а сложнее всего — в Ненецком АО.
Доступность высшего образования зависит от доходов в регионах
Александр Фомин/PhotoXpress

Высшая школа экономики представила результаты первого анализа доступности высшего образования в регионах России. Субъекты оценивались по трем параметрам: обеспеченность местами, финансовая доступность, территориальная доступность. Под обеспеченностью местами авторы понимали возможность получить диплом вуза для всех, у кого есть желание это сделать, и необходимый уровень подготовки, то есть достаточно высокий балл по итогу ЕГЭ. Обоим требованиям отвечает положение только трети российской молодежи: программами высшего образования охвачены лишь 32% людей в возрасте 17-25 лет.

 

Согласно закону "Об образовании", правительство должно гарантировать 800 бюджетных мест на каждые 10 тыс. человек в возрасте 17-30 лет. Авторы анализа уточняют, что это средний показатель по стране, а в регионах ситуация сильно различается. В частности, в расчете из соотношения мест в вузах к численности молодого населения получить диплом о высшем образовании проще всего в Курской области (49,6%), Москве и Московской области (49,2%), Томской области (46,4%). Самый низкий показатель в Ненецком АО (0%) — там нет вузов. Отстают Дагестан, Республика Алтай, Чечня, Ингушетия, Тува и Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

Лидерами по территориальной доступности стали Москва и Московская область, Ингушетия, Карачаево-Черкесия. В этих регионах студентам проще всего добраться до вуза. Сложнее всего это сделать в Хабаровском крае, Бурятии, Забайкалье, Магаданской и Сахалинской областях.

 

Показатель финансовой доступности включает не только стоимость обучения, но и сопутствующие расходы, например, траты на жилье. Самое дорогое образование в Москве, Ямало-Ненецком АО, на Камчатке, в Тюменской и Нижегородской областях. Лучшим по этому параметру стал Санкт-Петербург: там большое количество бюджетных мест, высокий уровень доходов, приемлемая стоимость обучения, есть места в общежитиях. Проблема финансовой доступности наиболее остра в Дагестане, Ингушетии и Чечне: "Ситуация в этих регионах не очень хорошая, потому что там, несмотря на относительно невысокую стоимость обучения и сопутствующие расходы, доходы тоже низкие",— пояснил "Ъ" руководитель лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов. При выборе вуза абитуриент оценивает сопутствующие издержки, "а значит, регион может стимулировать оставаться талантливых ребят с высоким баллом ЕГЭ, в том числе за счет развития инфраструктуры вуза. Например, увеличивая количество мест в общежитии",— добавил господин Семенов.

 

"На тех семьях, которые проживают в больших городах, и на тех, что живут в сельской местности и в малых городах, эти факторы сказываются по-разному,— отметила в беседе с "Ъ" директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.— Для последних отпустить ребенка на учебу становится серьезным испытанием. Несмотря на то что формально ЕГЭ выравнивает условия доступности, фактически при одинаковых результатах экзамена фактор территориального неравенства усиливается". По ее мнению, снизить региональную дифференциацию доступности высшего образования могли бы "механизмы поддержки семей, в том числе за счет образовательных кредитов и целевого набора". Как сообщал "Ъ", в январе Сбербанк приостановил программу выдачи образовательных кредитов на льготных условиях.

 

Анна Макеева