Летать в Тель-Авив из Жуковского нельзя.
Израиль оспорил границы Москвы
Александр Миридонов / Коммерсантъ

Как выяснил "Ъ", региональный статус, присвоенный Минтрансом подмосковному аэропорту Жуковский, продолжает вызывать недоумение за рубежом. Вслед за скандалом с властями Таджикистана, которые сочли Жуковский аэропортом Москвы и отказывались давать разрешения на новые рейсы оттуда, те же вопросы возникли у Израиля. По данным "Ъ", израильская сторона пока не подтвердила "Уральским авиалиниям" полеты из Жуковского в Тель-Авив, хотя билеты на эти рейсы уже продаются.

 

"Уральские авиалинии" собираются начать полеты в Тель-Авив из подмосковного аэропорта Жуковский, на сайте авиакомпании продаются билеты на рейсы с 19 марта. Но, как рассказали источники "Ъ", Израиль пока не согласовал эти рейсы, сославшись на превышение квоты межправительственного соглашения — 35 частот на Москву в неделю. По данным собеседников "Ъ", причина отказа — спор о статусе аэропорта.

 

Минтранс присвоил Жуковскому (около 50 км от Москвы) статус регионального, но израильская сторона считает его еще одним аэропортом столицы. Региональный статус дает аэропорту возможность пользоваться имеющимися в межправсоглашении свободными квотами на полеты из регионов за рубеж, тогда как столичные квоты трех основных аэропортов Москвы по популярным зарубежным направлениям (Италия, Франция, Испания, Великобритания, Германия) выбраны. Сейчас в Тель-Авив из Москвы летают группа "Аэрофлот" и израильская El Al.

 

В "Уральских авиалиниях" и "Рампорте" (управляющая компания Жуковского) на запросы "Ъ" не ответили. В Минтрансе "Ъ" сообщили, что "идет рабочий процесс, о результатах будет объявлено позднее, после получения необходимых уточнений".

 

В ноябре 2016 года спорный статус Жуковского уже спровоцировал громкий скандал с участием властей Таджикистана. Там настаивали, что аэропорт относится к Москве и для допуска на рейсы в Душанбе нужно пересматривать межправительственное соглашение.

 

Но российская сторона сочла требование "ущемляющим суверенитет РФ и права российских перевозчиков". В итоге таджикская сторона приняла назначения "Уральских авиалиний" и "Ямала" на линии Жуковский--Душанбе и Жуковский--Худжанд. Сразу начали полеты только "Уральские авиалинии", "Ямал" планировал открыть рейсы с 20 декабря прошлого года и даже продал билеты на ближайшие рейсы, но Душанбе позволил осуществить лишь один чартерный рейс, чтобы доставить пассажиров, которые находились в аэропорту более двух суток. Таджикистан обосновал отказ "Ямалу" отсутствием паритета и тем, что в Душанбе уже достаточно рейсов из Жуковского.

 

Минтранс РФ настаивал, что "в соглашении о воздушном сообщении и последующих договоренностях между РФ и Таджикистаном нет ни единого упоминания о паритете". В ответ российская сторона запретила полеты таджикской "Сомон Эйр" в регионы РФ. Но 27 января стало известно, что страны все же будут соблюдать паритет. По словам первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, пока рейсы из Жуковского будут выполнять "Уральские авиалинии" и "Таджик Эйр", а "Ямал" летом "будет летать, если договорятся". Количество рейсов "возможно, увеличится весной", но если решение "будет экономически неэффективным, то вернутся к прежнему графику", отметил чиновник, подчеркнув необходимость "соблюдать экономические выгоды сторон". В Минтрансе в то же время сообщили, что таджикская сторона подтвердила второго назначенного перевозчика от РФ — авиакомпанию "Ямал", которая сможет начать полеты из Жуковского с конца марта. "Сомон Эйр" возобновит с 12 февраля полеты в Красноярск, Краснодар, Оренбург и Уфу, добавил заместитель гендиректора компании Алишер Рустамов.

 

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что Минтранс был вправе определить любой статус Жуковского, но "возникший правовой казус теперь будет постоянно вызывать вопросы у иностранных партнеров". Такая ситуация, по мнению эксперта, продлится до тех пор, пока РФ не откажется от устаревшей системы двусторонних межправительственных соглашений в пользу полной либерализации воздушного сообщения.