Совокупная аудитория интернета в России по итогам 2016 года в первый раз за всю историю наблюдений не показала роста, свидетельствуют данные GfK.
Онлайн-аудитория в России перестала расти
Олег Харсеев / Коммерсантъ

По данным GfK, в 2016 году количество интернет-пользователей в России осталось на уровне 2015 года — 70,4% населения в возрасте от 16 лет, что составляет около 84 млн человек. До сих пор аудитория каждый год значительно увеличивалась. В частности, динамичный рост в конце 2014 года и в 2015 году был вызван, среди прочего, ажиотажным спросом на технику, отмечают в GfK: потребители стремились реализовать дешевеющие рубли и купить цифровые устройства по старым ценам. К оценкам компании близки данные Mediascope за июль–декабрь 2016 года, согласно которым хотя бы раз в месяц интернетом пользуются 70% россиян (86,3 млн человек).

 

При этом аудитория перетекает на мобильные устройства. Количество пользователей мобильного интернета выросло в 2016 году на 6 млн человек — с 37,2% в 2015 году до 42,1%. Для многих россиян смартфон становится устройством регулярного доступа в интернет, о чем говорят и технические характеристики покупаемых устройств, констатируют в GfK. Так, почти половина всех проданных в 2016 году устройств имеют размер экрана 5 и более дюймов, почти 80% проданных смартфонов имеют четырехъядерные процессоры, а более половины поддерживают стандарт связи LTE. А вот с планшетов интернетом стали пользоваться даже реже: 19% в 2016 году против 19,2% в 2015-м.

 

Такая динамика проникновения интернета не означает, что в России нет возможностей для роста, отмечает совладелец и гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша.

 

Так, темпы роста аудитории Sports.ru все еще исчисляются десятками процентов в год, но в основном за счет мобильного сегмента, говорит он.

 

Аудитория растет исключительно за счет мобильного интернета уже два года подряд, добавляет глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «В этом смысле Россия не уникальна, и такая тенденция ведет к интересным последствиям с точки зрения медиапотребления и развития электронной торговли»,— добавляет он. По некоторым оценкам, уже почти половина трафика в рунете приходит именно с мобильных устройств, поэтому все более важной становится адаптация интернет-ресурсов, говорит эксперт. «Значительная часть пользовательских практик не адаптируется для мобильных устройств — в особенности то, что касается работы и образования. Государству стоит учитывать подобные вещи в планах по развитию информационного общества»,— считает он.

 

При этом к существующим панелям измерения онлайн-аудитории, а следовательно, и к имеющимся данным, есть большие вопросы, добавляет первый заместитель гендиректора Rambler&Co Максим Тадевосян. По его словам, методика измерения интернет-аудитории недостаточно просчитывает такие пласты, как Smart TV и тот же мобильный интернет. Кроме того, есть факторы важнее, чем уровень проникновения, уверен он: например, растут количество проведенных в сети минут, глубина просмотров сайтов и объем трафика, в частности, видео. Это говорит о том, что потребление интернета растет в качественном выражении, резюмирует господин Тадевосян.

 

Увеличить проникновение интернета в ближайшее время могут экономические факторы, считает руководитель по стратегическим коммуникациям «Hi-Tech Mail.Ru» Антон Спиридонов: на фоне укрепления рубля и снижения цен на смартфоны рост их рынка в 2017 году может превзойти 25%, что повлияет и на онлайн-аудиторию.

 

Роман Рожков