ЛУКОЙЛ обратился в правительство с предложением облегчить компании нагрузку, связанную с инвестициями на геологоразведку за рубежом.
ЛУКОЙЛ попросил о льготах для зарубежной экспансии
Станислав Залесов / Коммерсантъ

Только в 2015 году на это дочерние структуры компании потратили 50 млрд руб. ЛУКОЙЛ просит внести поправки в законодательство, чтобы не платить налоги на проценты по займам, выданным под разведочные работы за границей, на доходы от валютной переоценки таких займов и не подвергаться штрафам за невозврат валюты, если затраты на разведку не привели к открытию месторождений.

 

В своих предложениях к проекту энергостратегии РФ до 2035 года, которые Минэнерго должно учесть, согласно поручению Дмитрия Медведева, ЛУКОЙЛ сфокусировался почти исключительно на вопросах, связанных с налогообложением зарубежных проектов. Большинство предложений адресовано Минфину (“Ъ” ознакомился с соответствующим письмом нефтекомпании в правительство).

 

В частности, ЛУКОЙЛ просит ведомство внести поправки в законопроект о поправках к валютному контролю, которые освободили бы российские компании от ответственности за невозврат в РФ валютных инвестиций в зарубежные проекты по геологоразведке (ГРР) в случае их неуспешности. В 2015 году за рубежом компания списала расходы по сухим скважинам на 25 млрд руб., в основном относящиеся к геологоразведке в Румынии, а в 2014 году — расходы по сухим скважинам в Западной Африке на 9 млрд руб., сообщили в ЛУКОЙЛе. Также компания просит до начала промышленной добычи на иностранных проектах не облагать налогами проценты по займам, которые выдаются российскими юрлицами для ГРР за рубежом, а также курсовые разницы от переоценки таких займов «до возврата их в РФ». Кроме того, ЛУКОЙЛ предлагает Минэкономики создать отдельную правительственную комиссию для сокращения неналоговых издержек российских компаний, а также поскорее принять отдельный закон о неналоговых платежах.

 

Минфин не получал предложений ЛУКОЙЛа, заявили “Ъ” в ведомстве.

Но к требованию законопроекта по обязанности репатриации кредитов нерезидентам в части таких инвестиций готовятся поправки, которые делают для них исключение,— добавили в министерстве.

Комментарии ЛУКОЙЛа и Минэкономики “Ъ” получить не удалось.

 

Наиболее крупные активы ЛУКОЙЛа находятся в России, но в последние годы компания редко приобретает активы в стране, все больше фокусируясь на зарубежной деятельности. Напомним, что правительство лишило ЛУКОЙЛ и другие частные компании возможности получать месторождения на арктическом шельфе, нефтекомпания работает лишь на Балтике и Каспии. На сегодня крупнейшим международным активом ЛУКОЙЛа является проект «Западная Курна-2» в Ираке с добычей 20 млн т нефти в 2015 году, из них на долю российской компании пришлось 11 млн т. Пока компании не удалась полноценная экспансия в зарубежном upstream, но только в 2015 году дочерние структуры ЛУКОЙЛа потратили на ГРР за рубежом в 2,5 с лишним раза больше, чем в России: 50 млрд руб. Добыча нефти в РФ у компании — около 86 млн т, это более чем в 5,5 раза превышает производство за рубежом.

На 2017 год мы пытаемся стабилизировать объем производства за счет месторождения Филановского (на Каспии.— “Ъ”), в Западной Сибири изменяем схемы разработки ряда крупных месторождений,— заявлял в сентябре в интервью “Ъ” глава и основной владелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Адвокат из бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко объясняет, что за невозврат валютной выручки установлена как административная, так и уголовная ответственность, причем не имеет значения, в каком виде были выведены средства:

Они могут выводиться и в товарной, и в денежной формах. Размер ответственности в данном случае достигает 100%, то есть нужно вернуть все потраченное и заплатить такую же сумму в виде штрафа.

При значительной сумме, говорит господин Литвиненко, наступает уголовная ответственность, но на практике органы валютного контроля больше заинтересованы в административном деле, поскольку это важнее для бюджета. Безусловно, компаниям наносится существенный ущерб от таких санкций, но делается это исключительно для того, чтобы предотвратить фиктивный вывод средств за границу.

С одной стороны, действительно, компании нужно освободить от таких рисков, и в предложении ЛУКОЙЛа есть здравое зерно, поскольку заранее оценить эффективность ГРР где-нибудь в Африке очень сложно. Но, с другой стороны, есть риск, что тогда этим смогут воспользоваться мелкие ООО с уставным капиталом в 10 тыс. руб., для которых появится лазейка для вывода средств в зарубежные активы,— рассуждает юрист.