Правообладатель мультсериала развернул в России антипиратскую кампанию.
Продавцам контрафакта подложили свинку Пеппу
Peppa Pig Family Theme Park

Обладатель прав на товарный знак "Свинка Пеппа" британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков к российским компаниям и предпринимателям за незаконную продажу игрушек с изображением персонажа. Представители этого и других брендов жалуются на беспрецедентно высокий уровень контрафакта в российской детской рознице и низкие суммы компенсаций. Однако суды предпочитают идти навстречу ответчикам, снижая заявленные суммы претензий.

 

Российские арбитражные суды с мая 2016 года зарегистрировали по всей стране 143 иска к компаниям и индивидуальным предпринимателям от Entertainment One UK Ltd, обладателя исключительных прав на товарный знак Peppa Pig, следует из картотеки суда. В большинстве случаев истец требует от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за нарушение прав на товарные знаки. По ряду исков суды уже вынесли решения: как правило, разбирательства заканчиваются мировым соглашением или частичным удовлетворением требований.

 

Всего от Entertainment One UK подано больше 200 исков, уточнил управляющий партнер Semenov & Pevzner, представляющий в судах интересы британской компании, Роман Лукьянов. "Все иски — результат глобальной антипиратской кампании, запущенной летом прошлого года. Большая часть касается мелкой розницы, где товар распространяется в небольшом количестве, в основном это контрафактные игрушки, самая болезненная товарная категория для правообладателя",— рассказал он "Ъ". По его словам, в России количество пиратской продукции такого рода брендов — одно из самых высоких в мире: из всех территорий, где популярна свинка Пеппа, Россия по объемам контрафакта в детских товарах и легкой промышленности "конкурирует с Китаем и Турцией". 20-50 тыс. руб.— средняя сумма претензий для несетевой розницы, но, например, требования к организаторам детского шоу в Благовещенске, где свинка Пеппа участвовала без спроса, или к оптовикам могут достигать 1 млн руб., говорит господин Лукьянов.

 

Пока такую сумму в пользу производителя "Свинки Пеппы" отсудить не удалось, зато это получалось у других брендов. Так, обладатель прав на товарный знак Talking Tom and Friends британская Outfit7 Ltd в ноябре в первой инстанции отсудила 4,92 млн руб. у новосибирского ООО "Рич Фэмили", оптом торговавшего игрушками "Кот Кузя". По иску о защите прав на бренд мишек Me to You его владелец Carte Blanche Greetings Ltd требовал с той же "Рич Фэмили" 6 млн руб. Стороны завершили дело мировым соглашением, по которому ответчик выплатил 2,6 млн руб.

 

НП "Эдельвейс", защищающее в судах права на бренд "Маша и Медведь", с 2012 года предъявило больше 8 тыс. исков по более чем 15 тыс. нарушений и получило для владельцев бренда компенсации более чем на 100 млн руб., сообщил "Ъ" директор "Эдельвейса" Василий Абрамов. Он считает слишком низким размер минимальной компенсации по такого рода делам — 10 тыс. руб. за нарушение. Цена судебного процесса для правообладателя может составлять 15-25 тыс. руб., так что траты оказываются сравнимы с взыскиваемыми суммами.

Хотя ведущие правообладатели год от года предъявляют иски, доля контрафакта в детской рознице очень высока. Все лицензионные аналоги представлены на рынке, но пока мелкой рознице будет выгодно торговать контрафактом, ситуация принципиально не изменится,— сетует он.

Разбирательства такого рода в последние годы стали системной проблемой малого бизнеса, когда "карательными компенсациями устраивают массовый геноцид индивидуальных предпринимателей, состоящих большей частью из потерявших работу женщин", считает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Свинка Пеппа "идет по проторенной дорожке" за мишкой Тедди, "Смешариками", "Фиксиками", а также рекордсменами по числу споров о защите товарного знака "Машей и Медведем", констатирует он. Впрочем, если до декабрьского постановления Конституционного суда РФ истцы обычно получали по 10 тыс. руб. за каждый объект права, теперь суды начали снижать уровень претензий до 1 тыс. руб., отмечает господин Семенов. КС РФ, рассматривая ситуацию с товарными знаками "Фиксиков" и диском Стаса Михайлова, указал, что в исключительных случаях сумма компенсации может быть и ниже порога в 10 тыс. руб., напоминает омбудсмен.

 

Анна Афанасьева, Елизавета Макарова