Рейтинг работодателей Future Today впервые позволяет увидеть детализированные данные о популярности крупных компаний среди выпускников российских университетов.
Опубликован рейтинг лучших работодателей
Александр Петросян / Коммерсантъ

Итоги рейтинга довольно необычны: несмотря на общую популярность госкомпаний, Google в нем опережает "Газпром", в десятке лучших работодателей семь международных, в своих аудиториях из российских компаний наиболее популярны "Лаборатория Касперского", "Росатом" и Mail.ru Group. 11% студентов-респондентов настроены на быструю эмиграцию, но 24% вообще не рассматривают переезд из России как начало карьеры.

 

Рейтинг "Лучшие работодатели 2016" — это разработка российской компании Future Today, специализирующейся на проектах по развитию бренда работодателя и graduate-рекрутинге. Она реализована при содействии McKinsey и под наблюдением крупнейших российских работодателей. В наблюдательном совете проекта сейчас более 40 компаний, в частности, на момент публикации рейтинга объявлено об участии в нем Deutsche Bank, МТС, "Норильского никеля", СИБУРа, JTI, Micosoft, Mars и, что весьма показательно, Банка России. Сейчас на рынке существует лишь рейтинг шведской компании Universum, но рейтинг FTR предлагает более детализованные и профилированные по целевым факультетам данные о спросе на работу в той или иной компании выпускников 11 ведущих университетов. Данные основаны на проведенном в конце 2016 года анкетировании более 10 тыс. студентов выпускного и предвыпускного годов.

 

Особенности методики рейтинга сказались на результатах. Обычно в опросах о "лучших местах работы" сильное влияние оказывает то, что в Future Today и McKinsey называют "телевизионной поддержкой" бренда — компании с сильными потребительскими марками при неконтролируемой группе опрашиваемых чаще называются респондентами, нередко не собирающимися в них работать,— по крайней мере по получаемой специальности. В десятке лучших работодателей больше технологических и IT-компаний. Google, обогнавшая "Газпром", иллюстрирует примерно ту же тенденцию, что и "Росатом", оставивший позади "Роснефть". "Яндекс" и Apple — в пятерке лучших работодателей. Популярный и весьма точный адресат карьерных устремлений "органы власти РФ" — лишь 15-й по популярности и уступает, например, "Аэрофлоту". Наконец, в списке преобладают международные компании — в борьбе за "сливки" российского кадрового рынка McKinsey, BMW, Microsoft, Unilever, Chanel, Coca-Cola как минимум не уступают ЛУКОЙЛу и "Лаборатории Касперского", равно как и "Первому каналу".

 

Рейтинг в номинации "Лучшие работодатели в своих целевых аудиториях" также выглядит весьма "международным": среди российских компаний лидирующие позиции (измеряемые в "уровне поддержки" на целевых факультетах в процентах от респондентов) имеют "Росатом", Mail.ru, "Норильский никель" и Московская биржа — при тройке лидеров McKinsey, Unilever и EY. В пятерке лидеров в профессиональной номинации также Kaspersky. В любом случае за пределами профессиональных интересов (работодатели явно намерены использовать FTR как переменные в управленческих KPI) рейтинг дает как минимум одно важное наблюдение — при всем "огосударствлении" интересов молодежи элитные студенты в РФ выбирают глобальных работодателей, в госструктуры стремятся на деле немногие.

 

Дополнительные данные дают довольно интересные сведения о самих респондентах. Так, за пределами страны намерены продолжить учиться после выпуска из университета 8-10% (на деле это очень большая цифра). 24% при этом не рассматривают возможность уехать из России, 11% намерены покинуть страну надолго, 16% — на год-другой (49% готовы лишь обсуждать конкретные предложения). Постоянную работу по специальности имеют лишь 17% опрошенных (четвертый-пятый курс), 58% работу не ищут.

 

В свою очередь, опрошенные работодатели также имеют свои предпочтения по факультетам. Это — экономические факультеты МГУ и ВШЭ, факультет бизнеса и менеджмента ВШЭ, мехмат МГУ и финансово-экономический факультет Финансовой академии.