Цены на АЗС пошли вверх.
Бензин и дизтопливо набирают высоту
Петр Кассин / Коммерсантъ

Розничные цены на дизтопливо и бензин в России ускоряют рост по мере того, как нестандартное повышение оптовых цен в ноябре—декабре 2016 года перекладывается в ценники на АЗС. По мнению аналитиков, в случае дизтоплива основное повышение цен в рознице уже прошло (в Москве только за прошлую неделю литр подорожал на 21 коп.) и по мере сезонного сокращения спроса цены стабилизируются. Но с бензином ситуация более сложная: высокая привлекательность экспорта топлива будет подталкивать вверх оптовые цены.

 

Розничные цены на автомобильное топливо резко увеличиваются, особенно сильно дорожает дизтопливо, следует из данных Московской топливной ассоциации. За последнюю неделю средние цены на АЗС Москвы на дизтопливо выросли на 21 коп., до 37,62 руб. за литр, бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал на 6-7 коп. за литр, до 35,82 руб. и 38,85 руб. соответственно. В целом по России стоимость бензина за неделю выросла на 11-14 коп. за литр, по данным Thomson Reuters Kortes. При этом биржевые цены на топливо, активно росшие в начале января, теперь демонстрируют смешанную динамику. Так, цена бензинов на бирже СПбМТСБ во вторую неделю января, после открытия торгов, выросла на 4,3%, в последующую неделю упала на 3,5%, а сейчас снова растет. Зимнее дизтопливо (ДТЗ) после роста на открытии торгов дешевеет, потеряв 2,2% с максимумов середины января.

 

По мнению собеседников "Ъ" на рынке, сейчас на розничную цену начинают непосредственно влиять те оптовые объемы дорогого топлива, которые были закуплены в декабре. Обычно они снижаются в ноябре-декабре, но в конце 2016 года они оставались стабильными. Так, как писал "Ъ" 23 декабря 2016 года, на СПбМТСБ цена АИ-95 соответствовала майским уровням — около 40,5 тыс. руб. за тонну, а цены на ДТЗ достигли исторических максимумов — около 39,5 тыс. руб. за тонну. На рынке это связывали с закупками на январь в преддверии ожидавшегося изменения налогов.

В этом году мы не увидели зимнего затишья на розничном рынке с точки зрения цен и, видимо, уже не увидим,— говорит один из источников "Ъ".

Как отмечает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков", рост цен на дизтопливо объясняется в основном тем, что в нем учитывается сезонно высокая оптовая цена ДТЗ. При этом, по его мнению, темпы роста розничных цен на дизтопливо уже начинают замедляться, в то время как оптовые цены на ДТЗ на прошлой неделе перешли к снижению.

Обычно ДТЗ дешевеет на бирже уже в декабре, но в этом году из-за холодной зимы это произошло только на третьей неделе января,— говорит аналитик, подчеркивая, что на динамику цен в рознице будет влиять то, что на нефтебазах по-прежнему находятся значительные объемы дорогого декабрьского зимнего дизеля.

Но с бензином ситуация иная. В целом на рынке ждут дальнейшего роста оптовых цен, поскольку экспорт все еще привлекательнее поставок на внутренний рынок примерно на 1,5-2 тыс. руб. на тонну. В то же время быстро "разогнать" рынок до этих уровней мешает слабый сезонный спрос внутри страны, поэтому на бирже в последние две недели наблюдается рост волатильности. По мнению Михаила Турукалова, активное перекладывание роста оптовых цен в стоимость бензина на заправках еще впереди и толчком здесь может стать достижение максимумов оптовых цен лета прошлого года (сейчас оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 ниже этих максимумов на 1,5-2,5 тыс. руб. на тонну). Пока что рынок ждет, что рост цен может быть приурочен к началу полномасштабного ремонта на Московском НПЗ "Газпром нефти" в феврале либо уже к сезонному росту спроса в начале апреля.