Российские больницы могут получить право в ряде случаев закупать лекарства у единственного поставщика.
В Госдуме предложили упростить больницам закупки лекарств
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Стоимость одной такой закупки не должна будет превышать 400 тыс. руб., а за год — 20 млн руб. при условии, что эта сумма не превысит 50% от совокупного закупочного бюджета учреждения. Главная цель законопроекта — позволить больницам быстрее обеспечивать лекарствами пациентов с редкими заболеваниями.

 

На прошлой неделе депутаты Госдумы Николай Герасименко, Дмитрий Морозов и Айрат Фаррахов внесли на рассмотрение координационного совета "Единой России" законопроект, предлагающий разрешить больницам закупки лекарств у единственного поставщика. Как следует из документа, соответствующие поправки предлагается добавить в 44-ФЗ — базовый закон для начавшей работать с 2014 года федеральной контрактной системы. Напомним, согласно этому закону для проведения большинства типов торгов, таких как аукционы и конкурсы, требуется два-три месяца, в то время как закупка у единственного поставщика может занять в разы меньше времени. По данным Минэкономики, власти на федеральном и региональном уровнях заключили в 2015 году с единственным поставщиком 22% контрактов на 1,1 трлн руб., при этом право, которого добиваются для медучреждений авторы проекта, уже есть у образовательных и культурных госучреждений.

 

Как объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, основная цель новых поправок — "обеспечить своевременность и оперативность процедуры закупок для нужд медицинских организации?". Сейчас медучреждения испытывают сложности, работая в рамках 44-ФЗ, так как периодически их закупки невозможно спланировать заранее. Например, в случае оказания медицинской помощи пациентам с малораспространенными заболеваниями "медицинские организации не могут оперативно и своевременно осуществить закупки необходимых для лечения лекарственных препаратов и медицинских изделий". Заблаговременная же закупка такой продукции зачастую приводит к затовариванию складов, последующему списанию препаратов по истечении срока их годности и в итоге — избыточному расходованию бюджетных средств, так как спрогнозировать потребность больницы в таких лекарствах сложно. В то же время закупки у одного поставщика помогут медучреждению обеспечить пациентов необходимым и в случае, когда запланированные торги отменены или их результаты оспариваются в суде. В частности, ради возможности оперативно закупать лекарства боролась за статус автономного учреждения 62-я больница Москвы.

Проблема временной нехватки лекарств скорее характерна для небольших медучреждений, но возможность быстро, за один-два дня докупить какие-то препараты может быть интересна и крупным больницам,— говорит глава НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов.

По его словам, в рамках предельной суммы одной закупки больница может приобрести лекарства для одного больного с внезапным обострением гемофилии, ревматоидного артрита или онкологического заболевания. Первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин подтверждает: скорость — действительно важное преимущество закупки у единственного поставщика, а вот потенциальная коррупционность процедуры остается малодоказанной.

Вопрос не в том, у какого числа поставщиков вы закупаете лот,— необходимо сделать так, чтобы информация об этой закупке была публичной, а цену контракта можно было бы сопоставить с установленной законом. Для этого и создается каталог закупаемых по 44-ФЗ товаров с указанием цены — он должен начать работу в конце этого года,— говорит он.