Федеральный центр и власти Подмосковья разрабатывают новый упрощенный порядок застройки территорий, прилегающих к аэродромам. В них предлагается выделить зоны, где можно будет строить различные объекты, включая жилье. Росавиацию, прежде контролировавшую согласование застройки, планируется исключить из этого процесса.
Территории возле аэродромов разделят на зоны застройки
Валерий Мельников / Коммерсантъ

О том, что федеральные власти вместе с Московской областью разрабатывают поправки к Воздушному кодексу, которые упрощают застройку приаэродромных территорий, "Ъ" рассказали несколько источников в авиаотрасли. По словам одного из них, территорию, прилегающую к аэродромам, планируется разделить на зоны, классифицированные по типу строительства, в частности жилья. В пресс-службе Минтранса заявили, что вопрос сейчас рассматривается в Госдуме. Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов подтвердил, что работа над проектом ведется, но не раскрыл его предварительных параметров.

Сейчас не существует четкого механизма согласования и проведения строительных работ вблизи аэропортов, мы работаем над тем, чтобы упорядочить эту ситуацию,— сказал он.

На прошлой неделе, встречаясь с главой городского округа Бронницы Виктором Неволиным, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев поднимал тему возможного изменения Воздушного кодекса.

Мы... ожидаем ряда поправок к Воздушному кодексу, которые позволят навести порядок и внести ясность в те или иные ограничения,— заявил он в ответ на реплику господина Неволина.

Тот посетовал, что сейчас возведение нового жилья в Бронницах невозможно из-за ограничений, наложенных перспективой строительства седьмой полосы аэропорта Домодедово.

 

Как говорит начальник главного управления архитектуры и градостроительства Подмосковья Владислав Гордиенко, сейчас общая площадь приаэропортовых территорий региона составляет 12,6 тыс. кв. км — это 28% от его общего размера.

 

К этому добавляются санитарные зоны, контролирующиеся Роспотребнадзором. Из-за отсутствия единой процедуры согласования застройщики постоянно сталкиваются с проблемами, сказал господин Гордиенко. Он считает, что режимы использования приаэродромной территории должны однократно согласовываться с Роспотребнадзором и утверждаться Росавиацией. При этом из закона должно исчезнуть понятие "санитарный разрыв" (минимальное расстояние от источника вредоносного действия до границы жилой застройки), а санитарные зоны должны устанавливаться только в границах приаэродромных территорий. Подмосковные власти рассчитывают также установить ответственность для собственников аэропортов на случай, если в результате установления санитарно-защитных зон и иных ограничений в приаэродромных территориях будет нанесен ущерб физическим или юридическим лицам. Это необходимо для пресечения попыток изменений режима использования участков, застройка которых уже начата, объясняет Владислав Гордиенко. По его словам, все эти предложения учтены в законопроекте, принятие которого ожидается в апреле-мае.

 

Сейчас границы приаэродромной территории определены "внешними границами проекции полос воздушного подхода", а территории, не входящие в них, ограничены окружностью 30 км от контрольной точки аэропорта, объясняет старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Пономарева. По словам юриста "Юрпартнера" Екатерины Домовской, сегодня конкретных требований по застройке приаэродромных зон нет:

При согласовании заявки застройщика Росавиация проводит некую экспертизу проекта, но проверка направлена на установление возможности строительства без нарушения работы аэропорта, а требования, предъявляемые к объектам техническими регламентами, не учитываются.

Главным ограничителем госпожа Домовская называет уровень шума: строительство жилья невозможно, когда он превышает 55 децибел, коммерческой недвижимости — 75 децибел.

 

По словам источника в авиаотрасли, готовящийся проект закона предполагает исключение Росавиации из процесса согласования застройки.

Возможно, за ведомством останутся некие надзорные функции за осуществлением застройки,— не исключает, впрочем, собеседник "Ъ".

Другой источник указывает, что Минтранс выступает против исключения Росавиации и аэропортов из процесса согласования застройки прилегающих территорий: в министерстве уверены, что это может снизить уровень безопасности полетов.

 

Один из источников "Ъ" осведомлен, что кроме Московской области инициаторами поправок к Воздушному кодексу стали также девелоперы, в числе которых "Самолет девелопмент" — один из крупнейших потенциальных застройщиков приаэродромной территории. Контролируемому им ООО "Мегагород" градсовет Московской области весной 2016 года поручил разработать планировку 915 га, на которых можно разместить 6 млн кв. м жилья. По данным газеты "Ведомости", один из отведенных под застройку участков на 1,1 млн кв. м недвижимости граничит с аэропортом Домодедово. Как писало издание, проект был одобрен Росавиацией. Но массовая жилая застройка вызвала недовольство аэропорта. В августе 2016 года он потребовал в суде признать незаконным решение о согласовании строительства.

 

Представитель "Самолет девелопмента" не ответил на вопросы "Ъ". В пресс-службе Домодедово отмечают, что в вопросе застройки приаэродромной территории только аэропорт предоставляет экспертную оценку, в том числе в части соблюдения требований законодательства.