Планы госхолдинга "Росгеология" занять существенное место в разработке шельфа оказались под угрозой. Как стало известно "Ъ", Минприроды и Минэкономики раскритиковали планы построить для "Росгеологии" сейсморазведочные суда за счет 15 млрд руб. из бюджета.
«Росгеология» может остаться без средств на новые суда
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

В Минприроды считают, что участники рынка уже перевыполнили обязательства по сейсморазведке на шельфе, а в дальнейшем могут сократить плановые объемы. С идеей же закрепить за "Росгеологией" преимущественное право вести сейсмику на шельфе чиновники не согласны.

 

Минприроды совместно с профильными ведомствами раскритиковали идею строительства сейсморазведочных судов за счет бюджета, следует из проекта доклада Владимиру Путину ("Ъ" ознакомился с документом). Проект, по данным "Ъ", 12 января министерство направило вице-премьеру Александру Хлопонину. Именно он летом 2016 года предложил президенту РФ построить за 15 млрд руб. два судна для 3D-разведки, "оснащенных преимущественно отечественным навигационным и сейсмическим оборудованием", поручив проект "Росгеологии" и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Его предполагалось реализовать за счет перераспределения средств подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" (ВМСБ, через нее Роснедра размещают заказы на геологоразведку, единственным исполнителем на 2014-2017 годы стала "Росгеология"). Бюджет подпрограммы ВМСБ на 2017 год — 28 млрд руб.

 

Как сообщалось в письме господина Хлопонина, которое цитировал РБК в октябре, в условиях санкций РФ "способна обеспечить себя полностью выполнением объемов сейсмических работ в формате 2D за счет имеющегося флота и оборудования до 2018 года", но в 3D-сейсмике мощности покрывают не более 20% объемов рынка. Средний возраст судов — 28 лет, износ научного флота превышает 80%. Но Минприроды в проекте доклада указало, что обязательства недропользователей шельфа ("Роснефти" и "Газпрома") по 2D- и 3D-сейсморазведке "существенно перевыполнены", а "ожидаемые объемы" могут снизиться более чем вдвое из-за экономической ситуации. В министерстве считают, что на данном этапе освоения шельфа достаточно и 2D-разведки, а основной спрос на 3D может быть отложен на период после 2028 года, что сделает новые суда неэффективными. Представления "Росгеологии" о темпах окупаемости проекта, в котором 80% заемных средств, сочтены необоснованными.

 

Модель проекта критикует и Минэкономики: "Анализ показал, что нет необходимости привлекать денежные средства из госпрограмм РФ в связи с возможностью экономически эффективной реализации проекта за счет заемных средств". В качестве альтернативы Минприроды предлагает "Росгеологии" использовать механизмы Минпромторга — целевые взносы, обнуление НДС при регистрации судна в РФ — и замечает, что предусмотрен иностранный проектировщик, а это "поставит под угрозу дальнейшее использование судов как продукта отечественного производства". В "Росгеологии" говорили, что в качестве партнеров рассматривали китайские компании.

 

В Минприроды "Ъ" подтвердили, что позиция, описанная в проекте, высказывалась на совещании у министра Сергея Донского, но обсуждать документ отказались. В аппарате Александра Хлопонина не прокомментировали служебную переписку, но подтвердили, что вопрос обсуждался. В "Росгеологии" говорят, что не получали официального решения по перераспределению средств ВМСБ, поэтому работа по проекту строительства судов продолжается.

 

В ОСК уточнили, что "оказывали содействие "Росгеологии" в определении облика судна, подготовке тендерной документации", но вопросы финансирования лежат "вне зоны ответственности корпорации".

 

Верфи в РФ сейчас действительно не строят современных судов для 3D в Арктике, а санкции ограничили закупку высокотехнологичного оборудования. Крупнейший флот сейсмосудов — у "Росгеологии", но только два из них пригодны для 3D-сейсморазведки в ледовых условиях. Оба судна построены в 1988 году и способны нести четыре сейсмические косы (кабели). Самым современным судном для работ на шельфе является "Вячеслав Тихонов" (до восьми кабелей), купленный "Совкомфлотом" в 2011 году. Глава "Росгеологии" Роман Панов в июле 2016 года утверждал, что "современное судно с возможностью эксплуатации 12-14 кос" оценивается в $200-250 млн. Надежда Малышева из Portnews отмечает, что появление новых 3D-судов — "вопрос прежде всего политической воли", пока большой надобности в них нет, компании после снижения цен на нефть сократили работы на шельфе.

 

Дополнительным оправданием актуальности проекта могла бы стать реализация идеи Александра Хлопонина обязать компании после 2019 года закупать 3D-сейсмику на шельфе "при равных конкурсных условиях" только у госкомпаний (от 50% долей в собственности РФ) с опытом работы на шельфе РФ от пяти лет. Под эти условия попадает только "Росгеология". Однако в документе Минприроды указано, что министерство, а также Минэкономики и ФАС против этой инициативы, поскольку она может привести к монопольному ценообразованию и конфликтам с недропользователями.