Перевозчики продолжают борьбу за сужающийся рынок.
Авиабилеты держатся на низком эшелоне
Антон Белицкий / Коммерсантъ

На фоне сокращения пассажиропотока работающих в России авиакомпаний в 2016 году на 3,8%, до 88,5 млн человек, перевозчики лишь символически увеличили цены на авиабилеты. По данным Транспортной клиринговой палаты, средняя цена выросла на 2,1%, до 6,7 тыс. руб., а у иностранных авиакомпаний даже снизилась на 4,8%, до 9,3 тыс. руб. В отрасли это связывают с продолжающейся борьбой за пассажиров и введением крупнейшими игроками дешевых безбагажных тарифов. При этом себестоимость перевозок, уверяют авиаторы, продолжает расти.

 

В 2016 году средняя стоимость авиабилета в РФ выросла лишь на 2,1%, до 6,7 тыс. руб., следует из данных Транспортной клиринговой палаты, с которыми ознакомился "Ъ". Средний тариф у российских авиакомпаний вырос на 2,8%, до 6,6 тыс. руб., у иностранных перевозчиков сократился на 4,8%, до 9,3 тыс. руб.

 

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун пояснил "Ъ", что "тарифы удерживались на уровне 2015 года", но ситуация резко изменилась в конце года. Так, в ноябре стоимость перевозки пассажира в РФ упала на 16,2%, до 5,6 тыс. руб., у иностранных авиакомпаний снижение составляло 12,6%. "Наличие больших провозных емкостей и наступление низкого сезона вынудили перевозчиков удерживать оставшихся пассажиров за счет жесткой конкуренции в части снижения цен",— отметил господин Тасун. В декабре падение цен на билеты замедлилось до 3%, но у иностранцев снижение оказалось еще значительнее - 16%.

 

"На результаты конца года традиционно влияет предстоящий период отпусков и каникул, когда вырастает спрос",— говорит глава АЭВТ. Но всплеск активности, по его словам, временный, поскольку "покупательная способность пассажиров по-прежнему неустойчива".

Итоги года говорят о том, что уход "Трансаэро" не оздоровил ценовую политику в отрасли — борьба за пассажиров продолжается в основном за счет снижения тарифов,— резюмирует Владимир Тасун.

Гендиректор Biletix Александр Сизинцев считает, что основным фактором снижения среднего чека на авиабилеты стало введение безбагажных тарифов, которые в 2016 году предложили почти все крупные российские авиакомпании. По расчетам Biletix, по внутренним направлениям в 2016 году средний чек на авиабилеты снизился на 15,2% — с 7,9 тыс. до 6,7 тыс. руб. Сходные данные в декабре приводил глава Минтранса Максим Соколов, который заявил, что средняя цена авиабилетов по внутрироссийским направлениям в 2016 году упала на 10-11%, а с учетом инфляции — на 15%. PR-менеджер туристического поисковика Aviasales Юлия Домрачева говорит, что средний чек по России за 2016 год снизился на 7%, но число бронирований выросло на 34%. Чаще всего лучшие цены предлагал лоукостер "Победа", говорят в Aviasales. Господин Сизинцев добавляет, что начало полетов "Победы" по направлению снижает средний чек на нем на 15-20%.

 

По данным Aviasales, средняя стоимость авиабилетов на международных направлениях выросла в пределах годовой инфляции, но продажи упали. Так, например, на рейсах в Европу стоимость билета выросла на 5% за год, до 27,8 тыс. руб., но количество бронирований снизилось на 15%. Цены на билеты в Северную Америку выросли на 8%, до 59 тыс. руб. (лидером продаж оказался "Аэрофлот"), объем бронирований снизился на 3%. Aviasales отмечает спад бронирований на 11% на азиатских направлениях, рост цены билетов на 6%, до 64,6 тыс. руб.

 

Опрошенные "Ъ" крупнейшие авиакомпании не стали комментировать свою ценовую политику. В S7 лишь отметили, что одной из негативных тенденций 2016 года стал "интенсивный рост тарифов на услуги аэропортов" после отмены госрегулирования, что не могло не отразиться на себестоимости перевозки. Владимир Тасун добавляет, что либерализация тарифов аэропортов нивелировала экономический эффект от снижения НДС на авиаперевозки на внутренних линиях, поэтому "такие разнонаправленные меры" вряд ли будут способствовать устойчивому развитию отрасли в 2017 году.

 

Елизавета Кузнецова