Госдума рассмотрит новые поправки в закон об ОСАГО.
Новый ОСАГО без мошенников
Максим Богодвид/РИА «Новости»

В ближайшее время Госдума во втором чтении должна рассмотреть новые поправки в закон об ОСАГО. Ради получения инструмента, позволяющего бороться с серыми автоюристами и перейти к натуральному возмещению ремонта по ОСАГО, страховщики согласились на ряд уступок.

 

Во второй половине января заканчивается срок, в который возможно внесение дополнительных поправок и предложений к закону об ОСАГО. После чего наиболее удачные дополнения должны оказаться в итоговом варианте поправок ко второму чтению в Госдуме. Нововведения, благодаря работе государственных органов, в том числе ЦБ и Минфина, могут заработать уже весной текущего года.

 

Напомним, что согласно поправкам, страховые компании вместо выплаты денег по факту ДТП начнут направлять пострадавшие машины на ремонт. В настоящее время в подобном ключе функционирует система КАСКО. Перейти на «натуральную схему» (которая подразумевает ремонт, а не денежные выплаты) по ОСАГО Центробанку поручил президент Владимир Путин еще в апреле 2016 года. Это было сделано для исключения мошенничества со стороны так называемых «серых автоюристов». Вариант поддержали и многие водители – ведь таким образом ликвидировалась проблема споров со страховыми компаниями по стоимости ремонта. Согласно опросу холдинга «Ромир», проведенному в конце 2016 года, почти каждый второй автомобилист предпочел бы направление на ремонт, а не денежную компенсацию.

 

Страховые компании уже согласились исключить из своих расчетов коэффициент износа запчастей, а также нести ответственность за качество ремонта, если работы проводились на авторизованной СТО.

 

Однако некоторые вопросы, например, по выбору сервиса для ремонта или списку исключительных ситуаций, в которых возможно получение возмещения стоимости ремонта деньгами, у экспертов пока остаются.

 

Как рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, ЦБ ограничивает перечень ситуаций, когда человек может выбрать деньги, но, тем не менее, такие ситуации реально существуют.

Это тотальное разрушение транспортного средства, либо случаи, когда сумма ущерба превышает 400 тыс. рублей, а также если автовладелец попал в трудную жизненные ситуацию. В последнем случае создается специальная комиссия при РСА, которая в течение 20 дней должна вынести свое решение по этому вопросу... Мы предлагаем расширить список ситуаций, когда возможно получить денежное возмещение. Речь идет о мотоциклистах, поскольку найти качественный сервис для этих категорий крайне сложно, а также о транспорте юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ведь с помощью этого автотранспорта зарабатываются деньги. А срок ремонта сейчас фиксируется отметкой в 35 дней, что сулит финансовые потери для владельца, - рассказал он.

По данным Шапарина, затягивания решений по закону об ОСАГО как такого нет, но депутаты и сенаторы хотят, чтобы поправки начали действовать не мгновенно по всей России, а сначала в пилотном режиме были испытаны в ряде регионов. При этом эксперты считают необходимым детально проработать правила игры по новой системе ОСАГО.

Мы изначально закладываем в закон не очень точную формулировку, - отмечает генеральный директор Национальной ассоциации экспертных компаний на автотранспорте Сергей Дорофеев. -Сейчас, если посмотреть на проект закона и на сегодняшнюю редакцию, у нас везде написано про станции технического обслуживания. Но обслуживание – это не ремонт, а про ремонт там ничего нет. Авторемонтная организация и организация по обслуживанию автомобиля – это две разных организации. Из-за этой неточности формулировок допускаются разговоры… В проекте говорится, что нужно обеспечить сохранение гарантии производителя транспортного средства. Но в руководстве по эксплуатации транспортного средства написано, что гарантия прекращается, не действует в случае механического повреждения. Поэтому мы сами из-за неточности формулировок, недосказанности закладываем массу подводных камней. Но в целом это позитивное движение, его давно нужно было делать.

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков «Газете.Ru» заявили, что нынешняя версия поправок «является приемлемой».

В целом есть моменты, которые нас не устраивают, - пояснили в пресс-службе организации. – Но мы заняли такую позицию, что версия закона, которая согласована Банком России и Минфином, является приемлемой. Хотя ее во многом и перекроили от изначальной версии в пользу автовладельцев. Но мы поддерживаем саму идею и готовы уступать в пользу потребителей. Ведь наш главный бич – это автомошенники. Согласно нашему исследованию по всем регионам оказалось, что за 2015 год заплатили 18 млрд послу судов со всяческими «автоюристами». А по итогам 2016 года, по нашей оценке, эта цифра достигнет 25 млрд рублей. Кроме того, есть практика инкассовых списаний со счетов СК, которые вообще сложно отследить. Мы долго бились, чтобы понять, какая это цифра, поскольку она не отражается в общей статистике. И оказалось, что к этим 25 млрд рублей по итогам 2016 года можно прибавить еще 15 млрд рублей. То есть 40 млрд рублей – это объем теневого рынка, который мы теряем каждый год. Страховщики в итоге даже готовы платить страховые премии на 25% больше за счет того, что при оценке транспортного средства при проведении ремонта по ОСАГО не будет учитываться износ. Ведь с учетом исключения потери 40 млрд рублей каждый год, в системе получится сохранить деньги. Всего же, по нашим предварительным оценкам, за 2016 год было осуществлено 150-160 млрд рублей страховых выплат.

Читать далее