В Госдуме хотят не только штрафовать агрессивных водителей, но и лишать прав.
Опасному вождению подбирают наказание
Петр Кассин / Коммерсантъ

Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о наказании за опасное вождение. Изначально МВД и правительство предлагали ограничиться штрафом 5 тыс. руб., но ко второму чтению депутаты хотят дополнить наказание для нарушителей обязательными работами, административным арестом и лишением прав.

 

Напомним, термин "опасное вождение" введен в ПДД в июне 2016 года. Под этим понимается "неоднократное совершение" сразу нескольких видов нарушений, таких как резкие перестроения при интенсивном движении на всех занятых полосах; необоснованное резкое торможение и ускорение; несоблюдение безопасной дистанции; препятствование обгону и другие. Эти деяния сегодня являются самостоятельными составами, наказываются штрафами от 500 до 1,5 тыс. руб., но за совокупность, считают в МВД, нужно штрафовать жестче. В результате был подготовлен проект поправок к КоАП, вводящих 5-тысячный штраф за опасное вождение. Вчера законопроект обсуждался на заседании комитета Госдумы по госстроительству (дата рассмотрения в первом чтении пока не определена).

 

Начальник договорно-правового департамента МВД Александр Авдейко представил статистику нарушений, попадающих в состав опасного вождения. Так, в 2016 году было зафиксировано 450 тыс. случаев, когда водители не уступали дорогу при перестроении другому автомобилю, а также более 3,9 млн случаев нарушения правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда и движения по обочине (из них 3,2 млн — в Москве).

 

Заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов заявил, что депутаты внесли альтернативный законопроект, в котором предлагается закрепить обязательную видеофиксацию опасного вождения. Кроме того, по его мнению, ГИБДД должна обязательно доказывать умысел в действиях нарушителя, потому что бывают случаи, когда, например, на дорогу неожиданно вышел человек и водителю приходится резко тормозить и перестраиваться. Первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков также выступил за обязательную видеофиксацию опасного вождения. Он напомнил, что Минкомсвязь сейчас разрабатывает мобильное приложение, которое позволить гражданам снимать видеоролики агрессивной езды и отправлять их в ГИБДД для возбуждения дел. При этом в случае повторного опасного вождения нужно применять более жесткие меры, считает господин Лысаков, к примеру, обязательные работы или административный арест. Госсовет Республики Татарстан, в свою очередь, предложил за повторный случай опасного вождения лишать прав на срок до шести месяцев. Все эти нормы, скорее всего, появятся в законопроекте уже ко второму чтению. Необходимость доработки законопроекта поддержал и глава комитета Павел Крашенинников, рекомендовав изучить зарубежный опыт по наказанию агрессивных водителей. В разговоре с "Ъ" господин Авдейко сказал, что над предложениями депутатов "нужно подумать".

 

Мнения экспертов по поводу опасного вождения разделились. Юрист Катерина Соловьева считает, что максимальная санкция за данное правонарушение оправданна.

Целесообразно увеличить и сроки привлечения к ответственности (сейчас — два месяца), так как зачастую сотрудники ГИБДД не успевают осуществить все мероприятия по административному расследованию,— заявила она "Ъ".

Если зафиксировать в КоАП обязательность видеофиксации опасной езды, говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, инспекторы должны будут предоставлять съемку в качестве доказательства вины водителя, это позволит эффективнее защитить права граждан.

Что касается лишения прав, сначала надо посмотреть практику,— считает он.— Может быть, окажется, что опасных водителей в действительности очень мало, да и выявлять их никто не умеет. Сначала нужно отработать фиксацию.

Председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев, в свою очередь, считает, что критериев опасного вождения в ПДД недостаточно, поэтому объективно назначить наказание нарушителю будет невозможно.