Монополия может отказаться от контрольного пакета.
РЖД готово делить «Трансконтейнер»
Трансконтейнер

Как выяснил "Ъ", ОАО РЖД считает наиболее выгодным для себя сценарием частичный выход из капитала контейнерного оператора "Трансконтейнер" (сейчас у монополии 50% плюс 2 акции) и привлечение стратегического инвестора. Согласно выводам ОАО РЖД, это ускорит рост доходов оператора с выходом к 2021 году на чистую прибыль 8,5 млрд руб. и позволит привлечь инвестиции в инфраструктуру. В правительстве не исключают такой вариант: первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что, скорее всего, "Трансконтейнер" внесут в "план приватизации" активов ОАО РЖД.

 

В декабре прошлого года ОАО РЖД, владеющее через ОТЛК 50% плюс 2 акциями "Трансконтейнера", обсудило сценарии своего участия в капитале оператора, следует из презентации монополии (есть у "Ъ"). Согласно документу, на обсуждение выносились четыре варианта: разделение "Трансконтейнера" по видам активов или на терминальный и контейнерный бизнес, сохранение ситуации, полная консолидация оператора в руках ОАО РЖД или, наоборот, продажа монополией всего пакета или его части.

 

О разделении "Трансконтейнера" говорил в 2016 году глава ФАС Игорь Артемьев в контексте противодействия монополизации контейнерного сектора: он предлагал перед продажей компании разделить ее на две-три части и принудить их к конкуренции между собой. Но источники "Ъ" возражали, что "Трансконтейнер" не монополия, так как его доля на рынке контейнерных перевозок по железной дороге — 47%, а сами эти перевозки в общем обороте контейнеров — всего 40% (больше уходит на автотранспорт). При анализе разделения, судя по документу, в ОАО РЖД не нашли очевидных преимуществ: возрастают финансовые и операционные риски, появляются риски сокращения грузовой базы, снижения дивидендов и доходов от провозных платежей.

 

Текущую ситуацию ОАО РЖД сочло нейтральной: при органическом росте контейнерного рынка и плановых дивидендах минус лишь в отсутствии дополнительных поступлений от продажи доли. Полная консолидация "Трансконтейнера" дает ОАО РЖД рост дивидендов, но требуются затраты на выкуп долей (25 млрд руб. по рыночным котировкам). Но и крупные акционеры компании не собираются продавать свои доли. Исполнительный директор близкого к ОАО РЖД НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов на вопрос, не планирует ли НПФ продавать 24,5% "Трансконтейнера", вчера ответил, что "они вообще не обсуждают эту инвестицию", в том числе и продажу ОАО РЖД: это "процедурно сложно" и "идеологически странно" (цитата по "Интерфаксу"). В "Сумме" Зиявудина Магомедова (владеет 25,07% акций), которая давно заявляет о желании купить долю ОАО РЖД в "Трансконтейнере", говорят, что продавать ничего не собираются.

 

Полный выход из капитала оператора, по анализу, дает денежные поступления от продажи, но снижает возможности по взаимодействию "Трансконтейнера" с ОАО РЖД, а монополия теряет дивидендный поток и контроль над оператором. Само ОАО РЖД также не хочет продавать всю долю. В среду его глава Олег Белозеров говорил, что перераспределение собственности не решит вопроса дополнительных доходов от контейнерных перевозок. Более того, он не исключил, что, если с учетом роста контейнерного рынка по итогам 2016 года увеличится число игроков, ОАО РЖД может задуматься — "не занять ли активную позицию в отношении "Трансконтейнера"". По словам главы ОАО РЖД, компания взяла время на обсуждение судьбы оператора.

 

Из рассмотренных сценариев наиболее привлекательной для ОАО РЖД и "Трансконтейнера" признана частичная продажа доли. При сохранении участия монополии в капитале оператор получит инвестиции стратега в контейнерную инфраструктуру, в том числе в торгово-логистические центры и активы для перевозок в спецконтейнерах, а развитие пойдет по оптимистическому сценарию: план по перевозкам — 2,74 млн TEU к 2021 году вместо 2,21 млн в базовом сценарии, чистая прибыль — 8,5 млрд руб. против 6,05 млрд руб. и EBITDA — 18,22 млрд руб. против 14,68 млрд руб. Такой сценарий, несмотря на снижение доли в "Трансконтейнере", даст ОАО РЖД рост дивидендов, грузовой базы и провозных платежей. О возможной продаже доли ОАО РЖД в "Трансконтейнере" вчера говорил Bloomberg первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Скорее всего, составим план приватизации активов, например "Трансконтейнера", чтобы у ОАО РЖД был денежный поток и у правительства меньше запросов на поддержание тарифов и всего остального,— заявил чиновник.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров напоминает, что контейнерные тарифы росли медленнее, по итогам 2016 года отставание составило 21,1% (в 2017-м проиндексированы на 4% выше базовых). Де-факто ОАО РЖД дотировало контейнерные перевозки на 9,5 млрд руб., на "Трансконтейнер" приходится не менее 4,5 млрд руб. В приход стратега в компанию, где блокпакет держит структура "Суммы" FESCO — "агрессивный миноритарий с мощным GR-ресурсом и огромным долгом",— господин Бурмистров не верит, ОАО РЖД логично выкупить долю FESCO и привлечь стратега на эту долю.

 

Наталья Скорлыгина