Несмотря на общее падение перевозок авиаотрасли в 2016 году на 3,8%, 20 крупнейшим российским авиакомпаниям удалось в прошлом году нарастить пассажиропоток на 17,2%.
20 авиакомпаний консолидировали российский рынок
Петр Кассин / Коммерсантъ

По оперативным данным Росавиации, двузначный рост показали 12 авиакомпаний из первой двадцатки. Эксперты отмечают, что в 2017 году авиакомпании продолжат искать собственную нишу, чтобы сохранить свой пассажиропоток и не конкурировать напрямую с лидером рынка, группой "Аэрофлот".

 

"Ъ" стали известные детализированные данные работы за 2016 год 20 крупнейших российских авиакомпаний (перевозят более 94% пассажиров). По оперативным данным Росавиации, с которыми ознакомился "Ъ", в 2016 году "Аэрофлот" перевез около 29 млн человек, увеличив перевозки на 11%. S7 нарастила перевозки на 16%, до 9,5 млн человек, "Россия" (входит в группу "Аэрофлот", в прошлом году консолидировала также бизнес "Донавиа" и "Оренбургских авиалиний") — на 70%, до 8 млн человек. Показатели "ЮТэйр" и "Уральских авиалиний" выросли на 20% и 18%, до 6,6 млн и 6,4 млн человек соответственно. Несмотря на падение общего числа пассажиров в РФ на 3,8%, до 88,5 млн человек, первая двадцатка перевозчиков нарастила присутствие на рынке на 17,2%, до 83,6 млн человек.

 

В "Аэрофлоте" отказались от комментариев до выхода официальных данных. В S7 отметили, что 2016 год "был довольно успешным для авиакомпании: рост пассажиропотока отмечался и на внутренних, и на международных рейсах". Компания открыла новые рейсы и увеличила частоту полетов на существующих популярных направлениях за счет дополнительных шести Boeing 737 и двух Airbus A321. В 2017 году авиакомпания ожидает поставки первых в РФ Airbus A320neo, а также Embraer-170 LR.

Если на протяжении года драйвером роста авиакомпаний было перераспределение пассажиропотока "Трансаэро", то к четвертому кварталу этот эффект уже не наблюдался,— говорит исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев.

Положительная динамика перевозок в конце года сохранилась за счет снижения тарифов на фоне обострившейся конкуренции, восстановления полетов в Турцию, стабилизации спроса на направлениях в Европу, отметил он. В декабре пассажиропоток вырос на 20,3%, до 6,6 млн человек, занятость кресел увеличилась на 5 п.п.— с 72% до 77%.

 

По итогам года "в плюсе" оказались также игроки рынка, не входящие в первую пятерку: лоукостер "Аэрофлота" "Победа" (рост на 38,7%), "Глобус" (входит в группу S7, рост 50,5%), "ВИМ-Авиа" (30,2%), "Аврора" (группа "Аэрофлот", на 20,9%), "Норд Стар" (13,4%), "Роял Флайт" (14,5%), "Нордавиа" (31,9%), "Якутия" (7,4%), "Руслайн" (2,7%). Отрицательный результат был зафиксирован у "Северного ветра" (спад на 33%), "Икара" (на 8,8%), Red Wings (на 9,2%), "Саратовских авиалиний" (на 4,1%).

 

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун отметил, что на росте перевозок 20 крупнейших авиакомпаний на внутренних рейсах положительно сказалось снижение НДС с 18% до 10%.

Сокращение этой статьи расходов позволило авиакомпаниям не поднимать тарифы, которые сохранились на уровне 2015 года,— пояснил он.

В "ВИМ-Авиа" "Ъ" рассказали, что "существенных изменений тарифов по сравнению с 2015 годом не было". Но рост пассажиропотока в первую очередь в компании связали с вводом нескольких новых типов самолетов. Источник "Ъ", близкий к "Нордавиа", отметил, что компания нарастила показатели за счет интенсивной эксплуатации парка и добавления новых маршрутов. Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев объяснил "Ъ" "некоторое сокращение деятельности тем, что в мае компания перестала эксплуатировать самолеты SSJ 100", но налет и частота полетов на Ту-204 "была вполне высокой".

 

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что рост пассажиропотока в дальнейшем будет ограничен слабым состоянием российской экономики. По его мнению, на фоне доминирования группы "Аэрофлот" остальные авиакомпании будут искать рыночные ниши, чтобы снизить остроту прямой конкуренции с крупнейшим игроком и его дочерними компаниями.