Направление стало популярным в программах раннего бронирования.
Туристы настроились на Турцию
Ирэн Майорова / Коммерсантъ

Возвращение на массовый рынок организованного туризма Турции резко изменило структуру спроса. На этапе раннего бронирования эта страна стала наиболее популярным направлением, вытеснив с первого места туры по России и аккумулировав до 50% продаж туроператоров. Спрос на классические европейские направления также демонстрирует уверенный рост, а внутренний рынок, напротив, входит в стагнацию.

 

Темпы раннего бронирования туров на летний период по итогам первых недель января увеличились на 10-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили "Ъ" участники рынка. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, интерес к Турции вырос на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (в 2016 году Турция не была представлена в линейках туроператоров). Популярность европейских курортов, в частности Греции, выросла на 10-12%. По оценкам АТОР, сейчас на Турцию приходится до 50% бронирований туроператоров. Так, по данным "Онлайнтура", сейчас средняя цена тура в Турцию на неделю — 34 тыс. руб. на человека.

Рост спроса на внутренние туры в этом году, наоборот, замедлился: если год назад Россия была лидером раннего бронирования и на фоне резкого роста спроса многие туроператоры закрыли подобные программы на месяц раньше обычного, то в этом году они, скорее всего, будут продлены,— считает госпожа Ломидзе.

Представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов отмечает увеличение в январе продаж на 28%, при этом основной спрос приходится именно на летние туры. В структуре продаж компании сейчас на первом месте находится Таиланд, занимающий 24% запросов, следом идут Турция (10%) и Индия (8%). Наиболее популярное европейское направление в случае "Онлайнтура" — Греция (5,5% запросов). В сети турагентств "Горячие туры" говорят, что показатели раннего бронирования за год увеличились в 4,5 раза. При этом если в прошлом году Россия занимала первое место по уровню спроса, то теперь наибольшей популярностью пользуется Турция, следом идет Греция. Внутренние направления переместились на третье место по популярности. В TUI Russia говорят о двукратном росте спроса на Турцию по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Следом по числу бронирований в портфеле компании идут Кипр и Черногория.

 

Майя Ломидзе предполагает, что на позитивный ход программ раннего бронирования в этом году влияют два фактора: постепенное возвращение путешественников на рынок выездного туризма на фоне укрепления рубля и роста потребительской уверенности и общее увеличение глубины бронирований. Этот тезис подтверждают в сети "Горячие туры": там отметили, что глубина бронирований за год выросла на месяц — сейчас туры покупают вплоть до октября этого года, в то время как в 2016 году в этот период путевки продавались до сентября. Игорь Блинов, напротив, связывает рост предварительных продаж с желанием туристов сократить затраты.

За несколько месяцев до новогодних праздников операторы продавали туры на зимние каникулы с очень большим дисконтом, затем на фоне увеличившегося спроса они резко подорожали,— рассуждает он.

Тенденция к увеличению объемов продаж на выездных направлениях и постепенная стагнация спроса на внутренних не новость для туроператорского сообщества. Подобные прогнозы участники рынка начали делать еще во второй половине 2016 года. Их влияние на реальные продажи стало очевидно после новогодних праздников, во время которых число проданных туров за рубеж выросло на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Постепенную стагнацию спроса на внутреннем рынке подтверждают и профильные компании. Так, по словам гендиректора туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, на этапе раннего бронирования спрос на Крым соответствует уровню прошлого года. По его прогнозам, увеличение продаж по итогам 2017 года на внутреннем рынке составит в среднем 5-7%, что соответствует показателям умеренного роста, которые этот рынок демонстрировал до волны ажиотажного спроса, начавшейся в 2014 году.