Компания спортивной одежды производит кроссовки будущего и выпускает «умные» гаджеты.
Как Nike обогнал по инновациям SpaceX, Intel и Dell
Anthony Kwan / Getty Images for NIKE Hong Kong

12 января Boston Consulting Group опубликовала список самых инновационных компаний мира. В топ ворвались цифровые революционеры вроде Uber и Airbnb, которые потеснили традиционных лидеров рейтинга — промышленных инноваторов типа General Electric или Daimler. Но настоящий прорыв в рейтинге совершили компании — производители спортивной одежды и обуви, показавшие самый быстрый рост.

 

В 2016 году, пожалуй, самое заметное место в новом рейтинге BCG занимают компании Nike и новичок рейтинга Under Armour. Первая поднялась в рейтинге на целых 15 позиций, а вторая впервые вошла в него, но сразу занял 22 место, опередив и сам Nike, и добрую половину участников.

 

Кроссовки без шнурков и не только

 

Nike в 2016 году сделала ставку на инновации, всеми силами отстаивая право называться лидером в первую очередь рынка кроссовок. Несмотря на то что выпустить в продажу самозашнуровывающиеся кроссовки к условному прибытию героя фантастического фильма «Назад в будущее» в 2015 году Nike не успела, уже в следующем году компания создала для массового рынка не просто реплику из фильма, а действительно оригинальную модель. Кроссовки HyperAdapt 1.0 оборудованы внутри специальным датчиком, который, соприкасаясь со стопой, автоматически затягивает шнурки. Кроссовки были выставлены ограниченной линейкой и, несмотря на высокую цену в 720$, быстро разошлись, а цена модели при перепродаже достигает 4000$ за пару. Впрочем, ограниченные коллекции — любимая тактика производителей спортивной обуви, Nike не исключение. Маркетологи компаний создают превышающий предложение спрос  —  таким образом уже сформировалась целая культура «сникерхедов», коллекционеров кроссовок.

 

В прошлом году инженеры Nike создали бутсы, которые не вязнут в грязи, — Anti-Clog Traction. Адаптивные полимеры взаимодействуют с водой и предотвращают налипание грязи. Nike также не упустила шанс отметить свое присутствие на Олимпийских играх в Рио, анонсировав новые технологии одежды для спортсменов. Форма с технологией Aeroswift обещала стать на 10% легче и на 50% более эластичной. После презентации обновленной технологией формы Nike Vapor track and field одежда поступила в продажу. Доходы компании за этот период также выросли, показав лучший показатель за год, однако нельзя утверждать, что именно Aeroswift стала причиной такого роста.

 

Но продуктовыми инновациями Nike не ограничивается. Компания развивается и как создатель мобильных приложений. В прошлом году на рынок вышел совместный продукт Nike и Apple — смарт-часы Watch Nike+, предназначенные для любителей бега. Не обошлось и без приобретений: так, летом Nike приобрела стартап Virgin Mega Ричарда Брэнсона, чтобы запустить собственную цифровую студию в Нью-Йорке. Хотя это «малоизвестный стартап из 12 человек», который разрабатывал мобильные приложения, Nike надеется с его помощью развить и собственные мобильные сервисы, в первую очередь Nike SNKRS, в котором можно найти информацию о новой продукции компании. Еще в 2013 году мобильное приложение Nike+ собрало больше 18 миллионов пользователей, обогнав своих текущих конкурентов на рынке приложений.

 

Мода на R&D

 

Каждый крупный спортивный бренд заявляет, что использует те или иные новейшие технологии, но на деле доказать «инновационность» удается немногим.  Основатель обогнавшего Nike в рейтинге BCG Under Armour Кевин Планк изобрел собственный материал, который помогает атлетам меньше потеть. Но компания получила высокую оценку в рейтинге вовсе не за это изобретение. Under Armour приобрел ряд стартапов MapMyFitness, Endomondo и MyFitnessPal за чуть более $500 млн. Сейчас у компании есть пять приложений, в том числе два собственных. Это стало основой для развития компании в сторону интернета вещей, ведь сразу несколько приложений компании синхронизируются с трекерами и другими носимыми гаджетами, считывая информацию о состоянии человека, на основе которой создаются персональные рекомендации. Under Armour внедряет небольшие инновации на участках производства и во всех аспектах бизнеса. Датчики, трекеры, собственные приложения для смартфонов — все это синхронизируется и превращает одежду не просто в вещь, а в ценный инструмент спортсмена. Противопоставить самозашнуровывающимся кроссовкам Nike компания решила распечатанную на 3D новую модель UA ARCHITECH. Under Armour также выпустила новинку ограниченной серией за 199$, а сейчас на аукционах пару ARCHITECH можно купить минимум за 750$.

 

Ближайшие конкуренты Nike также анонсируют свои новые продукты как передовые. Однако инновации Adidas чаще всего направлены на экологические инициативы. Например, технологии окрашивания Nodye и DryDye позволяют тратить на 50% меньше энергии и опасных химических добавок при окрашивании ткани. Кроме того, компания успешно внедряет схемы сокращения отходов производства и увеличения переработки. Многие модели Adidas ценятся на рынке коллекционеров, а за коллаборациями бренда с известными спортсменами и музыкантами собираются очереди. Так, нашумевшая коллекция с певцом Канье Уэстом Adidas Yeezy 750 Boost на вторичном рынке была востребована по цене в 1800$ за пару.

 

Производитель одежды и аксессуаров для йоги Lululemon также часто попадает в рейтинги инновационных развивающихся компаний. Подход спортивного бренда из Канады схож с Adidas: главное место в инновациях занимают инициативы, связанные с экологией и взаимодействием с обществом. Например, Lululemon вместо обычного спонсорства спортсменов превратила профессионалов в своих евангелистов, предоставив им возможность консультировать компанию по продуктам. Впрочем, компания получила прозвище патентного тролля за активную защиту своего портфеля разработок. Более 30 патентов компании касались в большинстве своем дизайна вещей.

 

Есть ли прибыль от инноваций?

 

В финансовом году, который завершился в конце мая, чистая прибыль производителя спортивной одежды Nike выросла в годовом выражении на 15% и составила $3,76 млрд. И хотя Nike не раскрывает сумму расходов на разработку, судя по всему, значительные средства компании уходят именно на развитие технологий. Это подтверждается огромным количеством патентов. Так, Nike подал заявки на 541 патент в 2014 году, но побил свой рекорд в 2016 году, зарегистрировав 687 патентов. При этом около 80% заявок относилось к четырем основным направлениям: обувь, одежда, работа с данными и производство. Более того, общее количество патентов у Nike (5 060) больше, чем у автогиганта Ford Motors (3 563) и лидера фарминдустрии Phizer (2 587). Сам президент Nike Марк Паркер уверен, что именно в инновациях и заключается секрет финансового успеха компании.

 

Чтобы продать новые кроссовки или линейку спортивной одежды, лидеры рынка часто заявляют о новой разработке, которая делает ее продукт уникальной: на несколько процентов легче, в разы комфортнее и так далее. Но настоящие инновации — это не краткосрочная модернизация уже существующих вещей, это изменение, которое дает качественно новый продукт, возможно, в долгосрочной перспективе. Эти инновации меняют не одну конкретную коллекцию одежды, они меняют компании. Сегодня назвать Nike и Under Armour «производителями одежды и обуви» — все равно что назвать Apple лишь «производителем техники».

 

Обе компании — и Nike, и Under Armour — создают технологии в области интернета вещей, разрабатывают собственные мобильные приложения, постоянно экспериментируют с новыми материалами, но все это выражается не только в патентах, а и в продуктах, каждый из которых становится сенсацией среди покупателей спортивной одежды. Такие продукты не просто ждут, за ними стоят в очередях, а инновации приносят компаниям не только имиджевый, но и финансовый успех.