Несмотря на приостановку создания совета рынка на железнодорожном транспорте, ведомства и ОАО РЖД продолжают работу над созданием электронной торговой площадки (ЭТП) по предоставлению вагонов, которая задумывалась как базис этой организации.
ФАС продолжает борьбу за электронную площадку по предоставлению вагонов
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Идею ЭТП вновь вынес на обсуждение аппарат правительства. ФАС хочет, чтобы торги были максимально обезличенными и обеспечивали участие малых и средних грузоотправителей с нерегулярными отправками.

 

Работа над электронной торговой площадкой по предоставлению вагонов вошла в новую стадию. Как следует из письма и. о. главы департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса Романа Самарского от 11 января, до 16 января ОАО РЖД и СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" должны представить в департамент свое мнение по письму ФАС о создании ЭТП. Так Минтранс реагирует на поступивший 30 декабря запрос из аппарата правительства.

 

Исходное письмо главы ФАС Игоря Артемьева первому вице-премьеру Игорю Шувалову датируется еще 12 сентября. В нем сообщается, что концепция ЭТП разработана и ее появление "впервые создаст возможность для грузоотправителей заказывать, оплачивать и контролировать услугу по перевозке грузов на 100% в электронном виде, без необходимости личных контактов с сотрудниками ОАО РЖД и операторами, предоставляющими вагоны". Аппарат правительства 30 декабря разослал документ в Минэкономики, Минтранс, ФАС и ОАО РЖД с просьбой предоставить согласованную позицию по вопросу.

 

Сначала ФАС выступала за то, чтобы ЭТП стала частью совета рынка — отраслевой организации, представляющей интересы всех его участников, по структуре аналогичной совету рынка в электроэнергетике. Операторы выступали против этого, грузоотправители во мнениях разделились. В мае вице-премьер Аркадий Дворкович, одобряя концепцию совета рынка, исключил из нее электронные торги, а на совещании 26 декабря было решено вообще повременить с его созданием (см. "Ъ" от 10 декабря). В ОАО РЖД ситуацию не комментируют до 16 января. Монополия и ФАС с весны прорабатывали концепцию ЭТП в рамках их совместной рабочей группы, куда также вошли грузоотправители. Результатом стала ЭТП "Грузовые перевозки", которая с 20 декабря начала работать в тестовом режиме, в промышленную эксплуатацию ее планируют запустить в январе.

 

В ФАС "Ъ" пояснили, что ОАО РЖД пока не презентовало службе свою систему, но техническое задание согласовано. "Заключение договора, составление заказа, оплата — все стадии должны проходить без единого персонального контакта",— подчеркнули в ФАС, отметив, что если это не будет сделано, задание не будет выполнено. Доступ к ЭТП абсолютно добровольный, говорят в ФАС. Основные задачи ЭТП — это оптимизация затрат ОАО РЖД, а также обеспечение доступа к услуге малого и среднего бизнеса, который отправляет грузы нерегулярно. В службе считают необходимым, чтобы к ЭТП имел доступ как можно более широкий круг операторов, а не только крупные, и рассчитывают, что функционирование ЭТП позволит задать корректный индикатор цены предоставления вагона.

 

В теории ЭТП, если она организована качественно, создает большой потенциал для оптимизации загрузки парка на всей сети, говорит источник "Ъ" на рынке. Однако этому должна предшествовать серьезная математическая и законодательная работа, иначе рынок получит "очередную обузу". Так, говорит собеседник "Ъ", необходимо тщательно обдумать алгоритм обработки заявок при лимитированной инфраструктуре — по какому принципу будет определяться, кто будет допущен, а кто нет. Также, добавляет он, сегодня собственник вагонов и грузоотправитель, заключая договоры, сами несут коммерческие риски. Но кто будет нести эти риски при работе через ЭТП, неясно: между сторонами возникает посредник, профессионализм которого под вопросом, а если снимать риски необеспечения загрузки за счет страхования, цена услуги увеличится. По мнению другого собеседника "Ъ", если в привязке к совету рынка ЭТП можно было бы реализовать нормально, то как автономная единица она вызывает "сплошные вопросы".

 

Наталья Скорлыгина