По словам главы Минэкономиразвития, для этого необходимо сокращение доли теневой экономики.
Налоги в России могут стать ниже — Орешкин
Сергей Савостьянов/ТАСС

Налоговая нагрузка в РФ может быть снижена в случае сокращения доли теневой экономики. Об этом сказал министр экономического развития РФ Максим Орешкин на Гайдаровском форуме.

Если посмотреть на тот бизнес, который старается работать полностью легально, работать "в белую", то, конечно, для него налоговая нагрузка высока. Если бы у нас не было теневой экономики, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5% ВВП были бы гораздо больше. Это означает, что сама налоговая нагрузка довольно высока. Главная задача - делать так, чтобы теневой экономики было меньше, и тогда при более низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получать, - сказал министр.

Самая большая налоговая проблема

 

В ходе своего выступления на форуме глава Минэкономразвития также заявил, что нагрузка на фонд оплаты труда в РФ очень большая, поэтому предприниматели уклоняются от уплаты страховых взносов.

Надо сравнивать (нагрузку на фонд оплаты труда - прим. ТАСС) с теми (странами - прим. ТАСС), с кем мы конкурируем. В этих странах нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, как есть в России. Понятно, что многие просто не платят. У нас страховые взносы платит государство само себе, крупный бизнес и часть среднего бизнеса. Все. Это самая большая проблема, с которой нужно работать, - сказал он.

Министр подчеркнул, что страховые взносы составляют порядка 7% ВВП, НДС - 5,2% ВВП, и НДФЛ - 3,5% ВВП.

 

По его словам, администрирование НДС становится лучше за счет совершенствования системы, а собираемость НДФЛ падает.

Если НДФЛ в 2009 году был порядка 4,3% (ВВП), то в прошлом году - 3,5%. То есть поступления падают, несмотря на то, что зарплаты растут, - отметил Орешкин.

О налогах в нефтяной отрасли

 

Текущая система налогообложения нефтяной отрасли не должна серьезно меняться, поскольку она обеспечивает устойчивость отрасли, считает Максим Орешкин.

С точки зрения инвестиций в условиях, когда добыча замораживается, означает, что агрессивных инвестиций тоже делать не нужно. Здесь тоже определенная экономия. Это означает, что дергаться с точки зрения изменения налоговой системы абсолютно нет никакого смысла, она устойчива в той форме, в которой есть сейчас. Надо смотреть, в какую сторону мы должны плавно идти, плавно настраивать, чтобы обеспечивать долгосрочное развитие отрасли, понимая, что текущая налоговая система угроз серьезных для краткого и среднесрочного развития не несет, - сообщил он.

Создание госкорпораций неэффективно

 

По словам главы Минэкономразвития, деятельность госкорпораций в последние 5-7 лет не привела к большей эффективности секторов, в которых они работают.

Общих понятий я бы не давал. Но очевидно, что то движение, которое было последние 5-7 лет, оно не привело к большей эффективности, к большей конкуренции, к большему экономическому росту, - сказал Орешкин, отвечая на вопрос главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, считает ли он госкорпорации неэффективными.

В настоящий момент в России действуют семь госкорпораций: Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Ростехнологии и Росатом.