Докапитализация Росэксимбанка должна быть приостановлена до проведения оценки наращивания кредитного портфеля по итогам первого полугодия 2017 года, полагают в Счетной палате РФ.
СП: докапитализация Росэксимбанка в 2017 году должна быть приостановлена
depositphotos.com

Коллегией СП были рассмотрены результаты проверки эффективности вложений средств федерального бюджета в уставный капитал банка в 2014—2016 годах.

 

Основные доли в АО «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» после докапитализации в 2016 году принадлежат «дочкам» Внешэкономбанка: АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) и АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). В 2014—2016 годах Росэксимбанк получал средства федерального бюджета по трем направлениям: вознаграждение за выполнение функций агента правительства России; субсидии на компенсацию недополученных доходов по кредитам в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции; на увеличение уставного капитала через дочерние организации ВЭБа.

 

Деятельность Росэксимбанка к концу периода 2013—2014 годов была убыточной в связи с формированием резервов под проблемную задолженность, уровень которой достигал 37% всего кредитного портфеля, констатируют в СП. В 2014 году Росэксимбанк осуществлял деятельность без утвержденного бизнес-плана и ключевых показателей эффективности работы менеджмента, в отсутствие документа, определяющего приоритеты кредитной политики. «До принятия в 2014 году на уровне правительства стратегического решения о создании Российского экспортного центра масштаб деятельности Росэксимбанка был незначителен, портфель насчитывал два десятка проектов, фактически функции поддержки экспорта не выполнялись», — указывает аудитор Андрей Перчян, выступивший с соответствующим докладом на коллегии СП.

 

В 2015 году в законодательство были внесены изменения, согласно которым все функции ВЭБа по поддержке экспорта были распределены между компаниями в составе Российского экспортного центра: АО «ЭКСАР» и Росэксимбанком. Для реализации задач нового масштаба была осуществлена докапитализация Росэксимбанка на 10 млрд рублей в 2015-м и на 8,1 млрд рублей в конце 2016-го.

 

При этом целевые показатели формировались советом директоров Росэксимбанка в 2015—2016 годах самостоятельно вследствие того, что в договорах между Минэкономразвития РФ и ВЭБом при согласовании были исключены фактические показатели эффективности предоставления средств на докапитализацию банка. В СП обращают внимание на то, что ни один из количественных показателей по поддержке экспорта, которые планировал банк самостоятельно, не был выполнен по итогам 2015 года. Выдано 15,5 млрд рублей кредитов вместо планировавшихся 51 млрд, то есть только 30% от плана, при этом советом директоров было принято решение о премировании руководства банка по итогам 2015 года.

 

С момента докапитализации в 2015 году достаточность капитала Росэксимбанка существенно превышала нормативы ЦБ, то есть по капитальным показателям не было ограничений для наращивания объемов кредитования даже без учета 8,1 млрд рублей докапитализации 2016 года, рассуждают в Счетной палате.

Заложенные в стратегии развития Росэксимбанка на 2015—2017 годы показатели не в полной мере учитывались при формировании бизнес-планов банка и утверждении ключевых показателей эффективности на 2015 и 2016 годы. Начиная с 2016 года показатель стратегии в части объемов кредитования экспортеров не являлся плановым ориентиром банка, — отмечают в СП.

В ходе контрольного мероприятия было выявлено, что при расчете показателя объема поддержанных экспортных контрактов, вошедшего в отчетность банка за 2015 год, не учитывалось невыполнение Росэксимбанком целевых показателей по выдаче кредитных средств на исполнение этих контрактов. Несмотря на то что Росэксимбанк по итогам 2015 года отчитался о поддержке экспортных контрактов в объеме 120 млрд рублей, в отсутствие корректной методики расчета этого показателя реальные цифры оказались существенно ниже, выяснили аудиторы. По итогам девяти месяцев 2016 года тот же показатель, рассчитанный по утвержденной новой методике, не превысил 29 млрд рублей.

 

Аналогичная ситуация наблюдается с данными банка о выполнении установленного Минпромторгом России показателя поддержки высокотехнологичного экспорта за счет субсидии на компенсацию льготной процентной ставки. Банк отчитался в январе 2016 года о перевыполнении установленного целевого показателя в 20 млрд рублей на 30%, представив сведения о заключенных кредитных соглашениях на 26 млрд. При этом, как установлено проверкой, по состоянию на 1 октября 2016 года по этим кредитным соглашениям было фактически выдано только 16,1 млрд рублей.

 

В СП обращают внимание на то, что кредитный портфель Росэксимбанка характеризуется высокой концентрацией ссудной задолженности. По состоянию на 1 октября 2016 года 66% всей ссудной задолженности банка приходятся на десять основных заемщиков, по двум из которых (ЗАО «Осташковский кожевенный завод» и ООО «Сибтрансснаб») задолженность признана проблемной.

 

По итогам анализа исполнения Росэксимбанком целевых показателей деятельности СП считает необходимым рекомендовать правительству рассмотреть вопрос о приостановке докапитализации банка в 2017 году до оценки итогов его деятельности по наращиванию кредитного портфеля в течение первого полугодия, было отмечено на заседании коллегии СП. Уточняется, что речь идет об экономии 10 млрд рублей: до этой суммы (с 7,6 млрд) были увеличены расходы на докапитализацию банка в ходе второго чтения федерального закона о бюджете на 2017 год. Кроме того, перераспределение остатка предоставленной в 2015 году субсидии на компенсацию недополученных доходов от поддержки высокотехнологичного экспорта по кредитным договорам 2015, 2016 и последующих годов позволит сэкономить еще 1,68 млрд рублей, заложенных в расходы бюджета-2017 на субсидирование ставок по экспортным кредитам.