Создание нового отраслевого органа отложено.
Железнодорожникам совет не пригодился
Александр Миридонов / Коммерсантъ

Создание совета рынка на железнодорожном транспорте, которым чиновники и компании занимались весь 2016 год, в итоге решили отложить на неопределенный срок. К сведению принято мнение министра РФ Михаила Абызова о том, что в отрасли "и так достаточно экспертных организаций". Эксперты согласны, что появившаяся после долгих дискуссий итоговая концепция привела бы к созданию излишней для рынка организации с неясными полномочиями и целями. Теперь целесообразность появления нового органа предлагается оценить заново.

 

На совещании у Аркадия Дворковича 26 декабря было принято решение приостановить создание совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте, рассказали источники "Ъ", знакомые с ходом совещания. Подтверждает это и протокол, вышедший вчера (есть у "Ъ").

 

Согласно документу, Минтрансу и министру РФ Михаилу Абызову совместно с профильными органами власти и организациями поручено представить в правительство "консолидированную позицию о целесообразности формирования совета рынка в увязке с институционализацией существующих координационных правительственных органов". На совещании прозвучала идея создавать совет рынка на основе уже существующей межведомственной рабочей группы, подтверждает один из участников совещания.

 

Совет рынка — организацию, где должны быть представлены все участники рынка железнодорожных транспортных услуг,— начали создавать года назад. Инициировала процесс ФАС, поддержал его президент Владимир Путин, занимался вопросом профильный вице-премьер Аркадий Дворкович. Именно он исключил из концепции совета рынка наиболее дискуссионный пункт — о создании одновременно также системы оптовых торгов услугами по предоставлению вагонов.

 

Концепцию совета с осени разрабатывал Минтранс. Последний вариант документа предполагал создание пяти палат по профилю деятельности, которые наряду с госорганами выдвигали бы по несколько членов в набсовет, руководящий организацией (см. "Ъ" от 14 декабря 2016 года).

 

Но теперь выяснилось, что год работы прошел зря. В протоколе совещания говорится, что к сведению принята позиция Михаила Абызова о "достаточном количестве эффективно функционирующих отраслевых экспертных организаций в сфере железнодорожного транспорта". В аппарате Аркадия Дворковича вопрос создания совета рынка не комментируют. В Минпромторге "Ъ" переадресовали в Минтранс, где на запрос не ответили. В Минэкономики сообщили, что поддерживают решение об отсрочке создания нового органа.

 

Эксперты согласны, что совет рынка в рамках финальной концепции выглядит не слишком функциональным и избыточным. Адаптировать к железнодорожной отрасли систему совета рынка, которая работает в электроэнергетике, так и не удалось, поясняет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Ключевой проблемой оказалось и отсутствие сильного лоббиста, и нехватка финансовых ресурсов, профессиональная и интеллектуальная слабость команды, которая работала над концепцией",— считает эксперт. К серьезным ошибкам, по его мнению, можно отнести приоритетную нацеленность проекта на сбор взносов в противовес выделению ключевых компетенций и четкой формулировке целей, которые позволили бы ответить на вопрос, зачем же все-таки нужен совет рынка. При этом его функции дублировались с Советом потребителей ОАО РЖД и с Союзом операторов железнодорожного транспорта, добавляет господин Бурмистров. В результате, заключает он, правительство просто зафиксировало давно обсуждавшийся на рынке тезис о том, что дополнительная структура с неясными полномочиями и целями просто-напросто не нужна.

 

Наталья Скорлыгина