К концу 2016 года они стали готовы увеличивать траты.
У потребителей приподнялось настроение
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

С осени 2014 года, пока Россия на всех парах ехала в экономический кризис, большинство граждан из-за постоянно падающих реальных доходов были вынуждены сокращать семейные бюджеты. Уходящий год не стал исключением, но со второй половины появились первые признаки того, что потребители готовы пусть и немного, но ослабить пояса. Хотя даже улучшение ситуации в экономике, на котором настаивают власти, нескоро избавит россиян от привычки бережнее, чем раньше, распоряжаться доходами.

 

Последние два года аналитики регулярно сообщали нам, как неуютно в кризис стало жить отечественному потребителю. Стремление экономить вынудило покупателя искать магазины с низкими ценами, переключаться на более дешевые бренды или вовсе отказываться от приобретения продуктов не первой необходимости. Потому мне было так удивительно на прошлой неделе по дороге в редакцию увидеть очередь из 15-20 человек у входа в магазин с вывеской "Красная икра".

 

Конечно, только из этого эпизода делать вывод, что население начало оправляться от кризиса, нельзя: красная икра перед новогодними праздниками всегда пользуется большим спросом. Но то, что потребители в России в конце этого года стали чувствовать себя свободнее в тратах, заметили и в исследовательских компаниях.

 

Так, эксперты Nielsen еще в начале 2016 года фиксировали минимальные за последние 11 лет значения потребительской уверенности в России. К концу года, пишут они, отечественный рынок и, в частности, индустрия товаров повседневного спроса показали более позитивную динамику. "Сокращение продаж замедлилось как минимум вдвое, и такого острого роста цен, как был в 2015 году, мы уже не наблюдаем",— утверждает руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова.

 

В результате, по ее словам, настроения потребителей к концу года хоть и медленно, но стали улучшаться. То же самое заметили и в Deloitte: планируемый бюджет новогодних покупок среднего россиянина вырос на 2%, до 16,9 тыс. руб. В какой степени это учитывает фактор инфляции, в исследовании не сообщается.

 

"Мы видим, что пока россияне не склонны оценивать текущую ситуацию слишком позитивно. Но со второго полугодия 2016 года наметилась тенденция медленного улучшения потребительских настроений",— отмечает гендиректор GfK Rus Александр Демидов. В исследовании компании сказано, что потребительские настроения в России восстанавливаются с июля.

 

В Ipsos Comcon уточняют, что как раз с этого момента благосостояние россиян перестало падать.

 

Более того, в третьем квартале впервые произошел значимый рост показателей среднего личного дохода (с 25,24 тыс. руб. во втором квартале до 26,16 тыс. руб.) и среднего дохода на члена семьи (с 22,78 тыс. руб. до 23,68 тыс. руб.) при стабильной доле работающего населения.

 

В ноябре индекс потребительских настроений GfK достиг 92 пунктов. Это самое высокое значение в этом году, который начинался всего с 69 пунктов, что ниже показателей кризисных 2008 и 2009 годов (85 и 91 соответственно). Больше всего пессимистов среди потребителей GfK обнаружил на Северо-Западе и в Сибири: в четвертом квартале индекс в этих регионах составлял 87 и 88 пунктов соответственно.

 

Оптимисты живут в Центральном регионе (98), Северном Кавказе (99) и на Дальнем Востоке (94). "Можно сказать, что на Дальнем Востоке потребители буквально воспряли духом, здесь мы зарегистрировали самое значительное восстановление потребительских настроений — сразу на 18 пунктов с сентября 2016 года",— говорит господин Демидов.

 

Настроения москвичей, по данным исследования, волатильны: эксперты компании объясняют это часто меняющимися ожиданиями жителей столицы относительно своего будущего. В ноябре, например, индекс их настроения снизился до 93 пунктов с 97 в сентябре.

 

Впрочем, аналитики считают, что кризисная бережливость россиян сохранится надолго. "Для многих режим экономии уже стал скорее образом жизни",— поясняет Марина Ерскова. По ее мнению, по мере возможного увеличения готовности тратить деньги российские потребители сохранят избирательность к магазинам и товарам на полке. В третьем квартале 83% из них утверждали, что даже при условии улучшения ситуации они продолжат следовать стратегии экономии.

 

Олег Трутнев