С одной стороны, в стране продолжается падение продаж и доходов населения, что не самым лучшим образом влияет на торговые сети, с другой – совершенно точно нельзя сказать, что рынок застыл и не меняется.
Кризис — время возможностей: как российский ритейл пережил 2016 год
Fotolia/ Dmitrydesigner

Фраза "кризис – время возможностей", пусть и заезженная, как нельзя лучше подходит в качестве характеристики российского ритейла образца 2016 года.

 

По данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ в январе-ноябре сократился на 5,1% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 25,238 триллиона рублей. Минэкономразвития ожидает сокращения показателя на 4,9% по итогам года после прошлогоднего спада на 10%.

 

Однако даже при снижении продаж в уходящем году на рынке ритейла успели поменяться правила игры, была заключена крупнейшая сделка за несколько последних лет, а также обострилась борьба между лидерами рынка.

 

Битва за бонусы

Главным макроэкономическим событием в ритейле стало принятие поправок в закон о торговле — достаточно серьезное изменение правил игры на рынке. Проект поправок в закон был внесен в начале 2015 года группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Госдумы шестого созыва Ириной Яровой. В мае прошлого года он был принят Думой в первом чтении.

 

После этого, однако, проект почти год пребывал в законсервированном виде: законодатели и поставщики периодически напоминали о необходимости принимать поправки, а торговые сети грозили ростом цен и перебоями в поставках продуктов. Минпромторг РФ занимал примиряющую позицию, пытаясь выработать решение, которое разрешило бы "классовый антагонизм".